ЛАМПАДКА - Беседы о молитве за ближних
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Створенний з благословіння Митрополита Криворізького та Нікопольского Ефрема

Беседы о молитве за ближних

 

 


Кто он - "человек церковный"?

Наталия: «Недавно одна моя знакомая приехала из Почаевской Лавры. Жила и молилась там три дня. Впечатления – неизгладимые, радости – немерено. Вместе с тем была такая проблема, которая очень огорчила ее. Когда она отдавал записки о здравии и о упокоении в церковную лавку, там рядом со свечницей сидел батюшка и опрашивал всех, просматривая списки – родственники это или знакомые? Крещеные они или нет? Причащались ли исповедовались ли они в последний год? Если нет, то списки не брали. При этом говорили, что за таких людей в церкви не молятся, а только дома. Знакомая была смущена и невольно солгала, что в моих записках все исповедовались и причащались. Вскоре, будучи дома, она принесла покаяние во грехе лжи, но недоумение осталось, ведь нигде прежде, где ей приходилось бывать в святых местах – такого вопроса не задавали. Записки о здравии и упокоении принимались без оговорок. Я лично тоже подаю о здравии своих родных, крещеных, которые в храм не ходят, и при этом верю , что Бог помилует их, вразумит и только Ему ведомыми путями приведет их к спасению. Так же подаю на бескровную и за усопших, которых я и в лицо не видела, но знаю, что это мои прадеды. Да помилует их Бог и во втором пришествии окажутся они по правую сторону. Неужели так нельзя поступать?» 

Уважаемая Наталия! Очень сожалею, что у Вашей знакомой впечатления о посещении Почаевской Лавры были омрачены из-за поминальных записочек. Мое личное мнение – такой опрос о людях, имена которых мы указываем в записках, излишен и бесполезен. Мне искренне жаль того батюшку, которому довелось выполнять такое послушание. Такая его деятельность скорее всего возникла как практический результат долгого религиозно-философского спора о границе Церкви – «кто является членом Церкви, а кто – нет?» Формально все просто: кто крещен, участвует в Таинствах, послушен священноначалию. Но как на самом деле? Всем известно, что Церковь – духовный корабль, который перевозит душу христианскую через бушующее море житейских страстей в тихую пристань Царствия Небесного. В нем находятся только Святые люди и те, кто освятил себя Покаянием. Через делание греха человек как бы выпадает из этого корабля, становится вне Церкви, разрывает связь с Церковной благодатью. Как можно описать или определить – я сейчас в Церкви или вне её? Этого сказать никто не может. Это тайна. Такая же тайна, как зарождается жизнь, как душа воздыхает в покаянии, как происходит встреча с Богом. Наш православный писатель Ф.М.Достоевский в своих произведениях с великим мастерством описал всю анатомию воздействия греха на душу людскую. Как он влияет, как мучит, какие душевные бури и переживание поднимает в душе. Но ни строчки у него нет, даже попытки описать сокровенный момент покаяния. Как мучился Раскольников, обдумывал злодеяние, переживал свое падение – сотни страниц подробного описания. Как покаялся и стал членом Церкви – только скромное описание, того, что он взял Евангелие, прочитал и стал другим человеком. Остальное – Тайна, не поддающаяся перу даже такого гения как Достоевский. Но не любим мы тайн! Нам бы все по проще и по полочкам разложить. Наше схоластически рациональное мышление пытается даже Тайну вхождения человека в Церковь сделать конкретным и описуемым фактом. Не был три недели в на церковной службе – уже не наш. Не был год на Исповеди и Причастии – уже не член Церкви. То есть – 364 дней был церковным человеком, а после окончания 365-го дня выпал из церковного корабля. И таких попыток объять необъятное великое множество нам встречается в церковной жизни. Но если я, сразу после Причастия, совершу грех – кого-то обижу, разгневаюсь, впаду в уныние – я буду по-прежнему считаться членом Церкви или я уже сиганул в море с борта церковного корабля? Кто скажет – я погиб или меня еще держат заботливые руки Капитана и моих друзей? Или, может у меня еще есть лимит падения в 364 дня? Церковь наша не круизный лайнер для морских прогулок. Это военно-спасательное судно, постоянно борющееся с житейскими штормами, идущее строго намеченным курсом и спешащее на помощь утопающим. Здесь кидают спасательный круг всем, не спрашивая, есть ли у тебя билет на наш корабль или нет. Далее – дело утопающего – принять, схватится за этот круг или отбросить его со словами: «Отстаньте от меня, я здесь купаюсь!» Своим близким, дорогим людям, которые крещенные, не самоубийцы, не хулители и не противники Церкви, мы бросаем спасательный круг в виде поминальной записочки. Мы их любим, за них молимся, пытаемся вытащить их к себе на борт церковного корабля. Помогаем им спастись. Остальное – остается за ними. Может через эту записочку к ним придет добрый помысел уклониться от греха, появится правильное видение своей жизни, посетит минута радости или слеза покаяния… Далее описывать таинственное не берусь.

Такое дознавание - «когда был последний раз у Св.Чаши», уважаемая Наталия, возникло давно и имеет свою предысторию. Так сложилось, что в далекие времена, когда церковными делами управлял не Патриарх а Священный Синод (18 – нач.20 вв.), Церковь была так интегрирована в систему государственного управления, что сама перенимала некоторые её функции и полномочия. Тогда каждый приходской храм занимался регистрацией рождения, крещения, брака, развода, смерти, погребения и т.д. Церковь полностью делала ту работу, которую сейчас выполняет Загс. Священник исполнял роль государственного администратора и получал за это жалование из казны. Это приводило даже к таким явлениям приходской жизни, как регистрация причастников. Из «Настольной книги священно-церковно-служителя» С.В. Булгакова, (том 2 стр. 1052-1058, репринт издания 1913г) можно понять, что священник, согласно Духовного Регламента вел «частные реестры небывших у исповеди и св.причастия». Списки эти подавались в вышестоящие инстанции для увещательного воздействия на нерадивых прихожан. Художественная литература и церковная публицистика той эпохи изобилует примерами, как люди неверующие, далекие от Церкви, а то и явные враги христианства, приступали ко Св.Причастию лишь бы не попасть в этот реестр, не выказать своих убеждений и не привлечь к себе внимание государства, как к элементу не благонадежному. Конечно же, они причащались и исповедовались только формально, «для галочки». Многие революционеры вспоминали об этом факте как о приеме конспирации. А мы еще удивляемся – откуда у нас такие кощунники взялись, что храмы взрывали!  Такое дознание о том, был ли ты в этом году на Исповеди, отношу к числу исторических недоумений и не желаю реанимации этого атавизма ни под каким видом. Даже в облике моего бдительного собрата-священника, стоящего на страже у церковной лавки.

Посильный крест

 

Людмила: «Каждый день за стеной своей квартиры я слышу крики моей старой соседки. Иногда она рычит, иногда бросает в стенку тяжелые предметы. Что сказать, больной человек. Даже не верится, что каких-то полгода назад мы мило беседовали с ней на кухне, наперебой рассказывая о своих детях и внуках. Болезнь подкралась как-то незаметно и дала осложнения на голову. Поначалу у соседки отключилась память, потом начались приступы бешенства, когда летело все, что попадало под руку. Жалко ее мужа, детей. А еще мне становится страшно от того, если на старости лет и со мной случится такое. Не дай, Господи, быть обузой для близких. Как просить Господа о том, чтобы уйти достойно? И правильно ли это, что во мне живет такой страх перед Богом?»

Уважаемая Людмила! Такой страх живет в каждом человеке. Не совсем правильно будет это чувство называть страх перед Богом. Все мы боимся тяжких недугов и внезапных перемен в жизни, связанных со скорбями своих близких людей. Это нормально. Так работает заложенный в нас Творцом инстинкт самосохранения. Этот страх заставляет нас заботится о себе – придерживаться правил дорожного движения, чтобы не попасть под машину и не стать инвалидом. Не пьянствовать, чтобы не «посадить» печень и не деградировать от алкоголизма. Не впадать в гнев, чтобы не «подорвать» сердце и не страдать от последствий инсульта. Также этот страх может оказаться ощутимым стимулом к покаянию – переосмыслению своей жизни, ее исправлению. Из-за страха вечных мук человек может переступить порог храма и преклонить главу под епитрахиль на Исповеди. Скорби в жизни претерпевают и верующие и не верующие. Это удел всех. Таково свойство нашей поврежденной человеческой природы, полученной в наследство от Адама и Евы. «От этого нам не избавиться…» Так одинаково начинают подводить философский итог все страдальцы поднебесной, но заканчивают по-разному. Неверующий убежден, что «…не избавиться никогда», и ставит точку. Смысла он не видит в такой короткой жизни, где только скорбь и болезнь. Верующий в Бога окрылен надеждой: «…не избавиться пока» и ставит троеточие. Скорбь для него полна смысла. Она стает школой терпенья, горнилом закалки христианского характера. Мы все живем вечно, независимо – верим в это или нет, хотим этого или нет. Такими нас создал Господь – по Своему образу и подобию. Нам уготовано вечное блаженное бытие вместе с Ним и Святыми. Земные скорби станут лишь мгновением, каплей в нашей вечной жизни. Только потерпеть все нужно до конца, чтобы спасенным быть. Не переживайте, уважаемая Людмила. Каждому дается только посильный крест. Молитесь за Вашу соседку. Оказывайте ей посильную помощь. От всей души надеюсь, что все у Вас будет хорошо!

Иллюзия выздоровления

 

Наталия: "Недавно у меня тяжело заболел ребенок. Врачи ничем не смогли помочь.  Знакомые посоветовали женщину – экстрасенса. Она верующая, лечит с молитвой, в кабинете висят иконы. После нескольких сеансов ребенок выздоровел. Когда я рассказала об этом на исповеди священнику, то мне не разрешили причащаться. Почему? Разве лучше было бы, если б мой ребенок остался инвалидом? Неужели я сделала что-то плохое"?    

 Уважаемая Наталия! Очень правильно, что Вам предложили отложить Причастие до того времени, когда у Вас возникнет раскаяние и сожаление о грехе обращения к экстрасенсу. Грех – это не то, что нельзя, а то, что вредно и опасно. Никто не желает, чтобы Ваш ребенок был инвалидом, но и разделить с Вами восторг по поводу выздоровления не могу. Возможно, это победа досталась ребенку ценой больших потерь. Как говорил один полководец: «Еще одна такая победа и я останусь без армии». Один орган может, и выздоровел, но взамен - проблемы в другом. Да и выздоровел ли? Когда у нас болит зуб, то мы пьем таблетку анальгина, и боль стихает или вообще проходит. Мы прекрасно понимаем, что в зубе пульпит и без стоматолога никак не обойтись – таблеткой мы только временно убрали симптом – боль, проявление болезни. Сама болезнь так и остается не излеченной. Одной таблеткой болезнь не одолеть. Экстрасенсы не занимаются лечением. Причина болезни – грех – для них так и остается не доступен. Избавить душу от греха может только Господь. Целители только снимают и убирают проявление  заболевания, создавая иллюзию выздоровления. Этот обман может иметь непредсказуемые последствия. Многие врачи, когда к ним обращались за помощью пациенты «залеченные» бабками и экстрасенсами, жаловались, что не могут поставить правильный диагноз. Клиника заболевания так нарушалась, что лечили один орган, здоровый, а больной приходил еще в худшее состояние. У меня есть знакомый, православный христианин средних лет, который рассказывал, что его в раннем детстве водили к бабке, и он до сих пор ощущает проблемы в том месте тела, который подвергся «исцелению». Одно – лечат, другое – калечат. Н это еще не самое страшное. 

Много лет мне доводится окормлять один тюремный приход. Многие осужденные – люди из не благополучных семей, лишенные нормального человеческого воспитания и из-за этого ставшие на путь преступления. Здесь все объяснимо – причины и следствия имеют свою связь. Но есть особая категория. Это парни с разными сроками заключения, у которых есть мать и отец, которые выросли в обстановки семейного тепла и заботы, получили хорошее образование, иногда – высшее, но в жизни их образовался некий рубеж. Когда мы пытались разобраться, откуда же все началось, когда же создался тот роковой перелом, то неожиданно открывали такую особенность. Сразу в жизни все шло хорошо. Но как-то пришлось обратиться к экстрасенсу за услугой, - то ли полечиться, то ли погадать, то ли просто из любопытства, и человека как будто кто-то подменил. Неизвестно откуда появлялась жажда сделать что-то плохое, гадкое, о чем никому не хотелось рассказывать. Возникали непреодолимые желания напиться, уколоться, сблудить; одолевали уныние, тягостные помыслы, желание залезть в петлю. Психическое состояние приходило в упадок, нравственность рушилась и результат – тюрьма. А начиналось все с безобидного сеанса.

Очень надеюсь, дорогая Наталия,  что у Вашего ребенка все в жизни будет хорошо и Господь все управит к лучшему, но хотелось предупредить многих, не в меру сердобольных мам, которые чуть что – бегут по бабкам. Каждый визит к экстрасенсу – договор с дьяволом, сделка, когда просят его избавить от проблем, а взамен отдают на растерзание душу невинного дитяти. Отдают ребенка для пагубного, разрушающего жизнь воздействия. Это утверждаю в буквальном смысле.Деток, которых приводят в храм по направлению от бабки, чаще всего для Причастия,  видно сразу. По глазам. Смотрят как зверьки загнанные. Сколько в них страха, беспокойства, даже злобы. Возле Чаши – истерика, что и нескольким взрослым бывает трудно удержать плачущее и вырывающееся дитя. А что дома с ними происходит! Никого не слушается, ведет себя как зомби, неуправляем, кричит, грубит. А подрастет, что будет? Избавились от энуреза и заикания, но ребенка потеряли. Так что же лучше: больной, но - тихий и послушный,  или здоровый, но - разбойник?

 Вы говорите, что ребенок был тяжело болен и врачи ничем не могли помочь, и это стало поводом обратиться к экстрасенсу. А пытались ли обратиться к Богу – заказать молебен в церкви, причастить, маслособоровать, сами ли исповедовались и причащались? Или просто пошли по самому легкому пути – несколько посещений и все в порядке? Мне приходилось, во время учебы в  Одесской семинарии, слышать от пожилых прихожан рассказы, что знаменитый врач офтальмолог Филатов, православный и глубоко верующий христианин, никогда не брался за сложные операции, если больной не исповедовался и не причащался перед этим. Что целители - верующие, лечат молитвой, посылают в храм – это еще не говорит в пользу их божественного происхождения.  Сыр в мышеловке вкусный и питательный, но для наивной мышки – это смерть. Иконы, кресты, молитвы – экстрасенсы используют как сыр в мышеловке, привлекая к себе легковерных посетителей. Не попадитесь!

Добрый признак

 Надежда : "Понимаю, что если сама  буду просить Господа научить меня смиряться – Он может послать мне б олезни и скорби, а это очень меня пугает и останавливает в молитве. Вдруг я впаду в уныние"?                                                                                                                   Уважаемая Надежда! В первую очередь, чтобы приобрести смирение и кротость, нужно понять и разобраться, что же это такое. Часто под смирением подразумевают непротивление злу, пассивность, забитость, что с христианским пониманием не имеет ничего общего. Кротость и смирение – это плоды правильной духовной жизни. Как они приобретаются - мы можем увидеть из Евангелия, где Сам Господь говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 29).  Святые отцы опытом своей жизни познали все пути приобретения этого сокровища. Читая их творения, мы можем получить правильное руководство для стяжания смирения. Например, преподобный авва Дорофей учит, что желающий приобрести смирение должен тщательно изучать Евангелие, исполнять все заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Только исполняющий  евангельские заповеди может придти в познание своей собственной греховности, - что есть начало смирения. Признак обретения смирения - когда человек перестает осуждать других.  Много об этом пишет Св. Игнатий Брянчанинов. Одно из его творений так и называется: «О смирении. Разговор между старцем и учеником его». Если мы хотим разобраться и понять, что есть жизнь по Евангелию, то нам, современным христианам необходимо читать творения святых отцов, и не забывать прекрасные слова  преп. Амвросия Оптинского, «что все читаемое и уразумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим – снисходительным». Помоги Вам, Господи.

Ему видней

Людмила: "Когда мы молимся о своих  наших близких и  подаем записку "О здравии", мы просим помолиться не только за  здоровье близких, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой. И конечно, просим Господа о спасении  души. В то же время мы понимаем, что спасения души не может быть без труда  самой души, а труда не может быть без скорбей. Получается, что, желая своим ближним спасения, мы желаем им скорбей «во спасение души». Особенно это относится о молитве за тех людей, которые, хотя и крещены, но не воцерковлены, и не хотят воцерковляться. Таким образом, получается, что по нашим молитвам  милосердный Господь может послать нашим детям, родителям болезни и разные страдания? Помогите разобраться с этим". 

 Уважаемая Людмила! Молиться о здравии – это форма обобщения всего того хорошего, что мы желаем нашим ближним. В этом ощущается аромат кротости, смирения и бесконечного доверия к промыслу Божьему. Конечно же, мы желаем близким и дорогим нам людям всех благ, но конкретизировать свои прошение иногда просто не получается – от незнания, что кому конкретно нужно. Мы не берем на себя непосильный труд «распределять» кому что на потребу – материальное благополучие, успехи на работе, душевный покой или цветущее здоровье. Только один Господь точно знает, что кому нужно и необходимо для спасения души. Господь наш – Любовь бесконечная и он не может по сути Своей быть источником разных болезней и страданий. Скорби и бедствия лишь последствия нашей греховной жизни. В Евангелии нет таких случаев, где Господь посылает проказу некоему нечестивцу для его перевоспитания. Наоборот – многих исцелял от недугов и говорил: «Иди и больше не греши, чтобы чего худшего тебе не было»

Прекрасный лекарь

Евгений:  "Православие, с одной стороны учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней...» Нет ли здесь противоречия"? 

Конечно, нет противоречия, как нет его в том, что мы стараемся исполнять все профилактические рекомендации врача, чтобы избежать болезни. Когда же заболеваем, то принимаем все лекарства – сладкие и горькие. По выздоровлении мы благодарим врача за его труд и усердие к нам. Но представьте,  каким прекрасным человеком должен оказаться тот лекарь, которому пациент мог бы сказать: «Я благодарен  за свою болезнь, ведь через нее я смог познакомиться и подружиться с Вами, дорогой Доктор! Если мне еще придется заболеть, то я с радостью приму это за повод, чтобы опять пообщаться с Вами!» 

Я - самый счастливый!

 Лариса:  "Моя соседка – протестантка, говорит, что воля Божия  в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым, ибо какой Отец  не желает блага детям своим? Он ведь Сам сказал: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7,11). Так и в Библии написано в 3-ем послании Апостола Иоанна Богослова: Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя. У нас же в православии  - наоборот, спасается только тот, кто претерпевает скорби.  Часто можно услышать и такое, что если человеку не посылаются болезни, значит, Господь забыл его. Выходит - быть  счастливым и здоровым – это не совсем «православный  путь»?      

Уважаемая Лариса! Не нужно ходить далеко в протестантский лес, чтобы понять простую истину, что Господь для каждого желает добра, причем как для верующих в Него, так и для не верующих. Но как мы сами, бывает, сопротивляемся и не хотим быть ни счастливыми ни здоровыми. Господь нас предупреждает, что очень опасно гордиться, гневаться, унывать, красть, завидовать, блудить, что от этого теряется душевный покой, происходит вред душе и возникает множество проблем, во избежание которых приходится экстренно эвакуировать на больничную койку. Господь нам дал прекрасную землю для произрастания плодов пропитания, а мы отказываемся от этого дара и питаемся всякой химией – произведением рук человеческих, а потом удивляемся, откуда такая масса болезней и загрязненность окружающей среды. Господь учит быть воздержанным и довольствоваться самым необходимым в жизни – ведь человеку так мало нужно для жизни – хлеб насущный, одежда да крыша над головой. А мы загоняем себя в тупик потребительской цивилизации и не можем решить, в чем же счастье – в деньгах или их количестве. Различные горести – болезни и бедствия в этом мире претерпевают все – и грешные и праведные, атеисты и верующие, инославные и православные. Но только христианство учит, как правильно к этим скорбям относиться, чтобы ощущать себя счастливым и духовно здоровым. Слава Богу за все – и за скорбь и за радость! 

Кто самый сильный?

Виталий: "Много раз приходится слышать о том, что молясь за кого-то из неверующих близких, мы берем на себя непосильный подвиг: сами еще духовно немощны и слабы, а просим Господа за других.  За себя научиться бы молиться, а не за других браться"!                                            

 Как же нам не молиться друг за друга, уважаемый Виталий! Голодного только голодный поймет. Посмотрите, много ли вокруг нас людей, которые ходят в храм, руководствуются в своих жизненных поступках евангельскими принципами, или просто знают, что такое молитва? Сильным человеком в православии считается не тот, кто чудеса совершает и молитвой горы переставляет, а тот, кто видит свои грехи и способен протянуть тонущую руку к Спасителю – «Помоги, спаси - утопаю в этой смрадной пучине греха и никто, кроме Тебя меня не вытянет на Берег!» Молясь за другого, мы не тянем его на Берег – не можем мы этого сделать, но мы хоть знаем где этот Берег находиться, знаем с какой стороны нам ожидать корабль с профессиональными спасателями. Мы можем только направить, кого сможем, туда, откуда придет помощь. И прокричать из последних сил – и за себя и за своих ближних: «Мы здесь, мы тонем,  помоги нам, Спасе наш, и помилуй!»

Можно помянуть и на молебне 

 

Игорь: «Правда ли, что регулярные подачи треб на бескровную Жертву о здравии человека, который вообще не ходит в Церковь (но - крещенный) укорачивают его земные лета?»

 Уважаемый Игорь! В наше время укоротить земные лета жизни может алкоголь, никотин, наркотики, распутное поведение, некачественные продукты и еще множество причин. Вносить ли в этот список и Бескровную Жертву?! Действительно, существует церковное правило, что на Литургии возносятся молитвы за всех верных православных христиан. Если, по каким-то признакам, в Ваших глазах, ближние не соответствуют этому критерию верных христиан, и рука колеблется занести их имя в записку, то не смущайтесь. Можно помянуть и на молебне, и на псалтири, и в личной домашней молитве потрудится за них. Дайте им книжку нужную почитать, с батюшкой познакомьте, пригласите с собой в церковь сходить. Если Вы сделаете все от Вас возможное для воцерковления ближнего, а он это отвергнет как ему не нужное – тогда спокойно можете исключить его имя из записки на Бескровную. А много ли мы делаем для духовного просвещения близких нам людей? 

Только удержать тональность

Владимир: «Допустимо ли сокращать утренние и вечерние молитвы, если сильно устал, или плохо себя чувствуешь? Бывает, читаешь вечером слова молитвы, а голова от усталости гудит так, что сам себя не слышишь. Как тут быть? А бывает, душа не лежит к тому, чтобы читать по молитвослову. Не будет ли чтение лицемерием перед Богом? Можно ли в такие моменты обращаться к Нему своими словами?»

 Уважаемый Владимир! Молитва - это беседа человека с Богом, это - творчество души, а всякое творчество  не может быть помещено в какие-то ограничительные рамки. Когда путешественник в дороге, то чтобы не сбиться с пути он ориентируется по компасу. Молитвослов - книга-компас на жизненном пути христианина. Бывает, мы не можем найти правильных слов для общения с нашими близкими, которых видим, - то, как сложнее подобрать верные слова, когда обращаемся к Господу, которого не видим. Молитвослов в этом деле надежный помощник. Здесь собраны образцы молитв святых, - слова, изошедшие из любящих уст божьих угодников. В этих молитвах  выражен их опыт правильного Богообщения.  Камертон - маленький металлический предмет, который при ударе производит звук определенной  частоты. Регент  хора слушает этот звук, потом задает тон певчим хора и получается стройное и красивое пение. Утренние молитвы подобны камертону, задают на целый день тональность для наших дел, слов, мыслей. Вечерние молитвы - подведение итогов прожитого дня, работа над ошибками и приготовление ко сну - прообразу успения.

Молитвослов дисциплинирует и упорядочивает наши молитвы, приучает к постоянству и порядку в нашей духовной жизни. Молиться своими словами можно в любые моменты жизни и в любое время суток. При необходимости, а не по лености и нерадению,  вполне допустимо сократить утренние и вечерние молитвы, но оставшиеся прочитать так, чтобы каждое слово отозвалось в сердце.  Главное, не сколько  мы скажем, а как скажем, с каким сердцем, а "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Все может поменяться

Вера: "Моя младшая сестра – неверующая. Она хороший человек, добрый, отзывчивый, надежный, но о Боге, о церкви просто слышать не может. Говорит: «Так меня воспитали, другой уже не буду». Но ведь мы погодки, воспитывались в одинаковых условиях, в одной семье. Сейчас обеим уже за пятьдесят. Не могу понять причины, почему она так агрессивна к церкви. Детям своим запрещает о Боге говорить, называет все это глупостями. А сейчас она тяжело заболела, у нее онкологическое заболевание. Но это ее не повернуло к Богу. А у меня же за нее душа болит! Молюсь о ней каждый день, но сдвигов никаких. Неужели сестра так и уйдет из этой жизни, не примирившись с Богом? Посоветуйте, как быть в такой ситуации?"

Уважаемая Вера! Очень хорошо, что Вы переживаете за свою сестру и беспокоитесь ее духовной жизнью. Наверное, у каждого из нас есть дорогой нам человек, который еще не познал радости жизни с Богом. Мы пытаемся что-то сделать – повлиять, вразумить, объяснить, но плода трудов своих так и не находим. Не от упорства в неверии наших близких это происходит, и не от недостатка наших просветительских способностей, или нехватки богословских знаний. Просто мы пытаемся объять необъятное. Открыть сердце человека к Богу не возможно. Это единственное место во всем мироздании, куда Господь не входит без разрешения. Вездесущий, Всеобъемлющий и Всемогущий Творец не может, вернее сказать - не хочет без дозволения человека войти в него. Пока сам человек не уверует, не захочет и не возжаждет познать Бога, то никакие уговоры и наставления не подействуют. Не наше дело – привести человека к Богу, наше дело – не оттолкнуть человека от Него. Мы можем что-то объяснить, ответить на вопрос, дать почитать нужную книгу. Показать своею жизнью, что у нас есть нечто радостное и светлое, чего у не верующего еще нет. 
Достаточно показать, дать понять дорогому нам человеку, что после того, как мы начали ходить в церковь мы стали добрее, отзывчивее, мудрее, - что мы изменились и стали в чем-то лучше. Что у нас не образовалась новая система обязанностей – ходить в храм, молиться, поститься, - а дать понять, что нам от этого легче жить, переносить скорби житейские, оставаться человеком и не озлобиться , не осуетиться, не утонуть в этом житейском море. Если мы идем на огород копать картошку, то берем лопату и ей работаем. А если рядом оказывается человек незнающий, что такое лопата, и он роет картошку руками, то мы можем дать свое орудие труда: «Возьми, попробуй, не мучься, ведь лопатой легче копать, чем руками». Также, если нужно переплыть на другую сторону океана, то что лучше - купить билет на комфортабельный лайнер, - или пустится вплавь через бушующие волны? Если нужно пройти через темную комнату, то что лучше идти на ощупь, падая и набивая шишки, - или включить свет и пройти беспрепятственно. Если мы сумеем это понять, что Церковь для нас не обуза и не повинность перед Богом, а корабль для мореплавателя, свет для путника, лопата для труженика – средство для нашего человеческого счастья. Это еще не конечная цель, а средство, приводящее нас к Богу, перевозящее нас на тот берег, к тихой пристани Царства Небесного. 
О сестре своей, дорогая Ольга, не переставайте молиться. Отнеситесь к ей с заботой, поддерживайте и любите ее. Господь все управит к лучшему. 


Назад к списку

Православная библиотека Конструктор сайтов православных приходов Каталог православных сайтов