Беседы о семье
Не давайте повод для сомнения
Наталия: «С детства я очень мечтала о крепкой дружной семье, так как мои родители были в разводе, что слишком меня огорчало. Я мечтала о свадьбе, белом платье, хорошем муже, детках, о доме. Росла я в советское время в 80-х годах. О религии тогда не говорили, но моя прабабушка посеяло в моей душе маленькое зернышко веры в Бога. Это я потом поняла, заглянув в прошлое. Первый раз вышла замуж я очень рано, мне не было и двадцати лет. Как сейчас понимаю – по молодости, по страсти. Брак был неудачен, принес много горя, разочарований. Одно радовало, что у меня доченька, и что я ее очень люблю. Отмучившись несколько лет, мы развелись. Развод был тяжелым. Но потом стало все налаживаться, правда, для себя я решила, что больше никогда не пойду в ЗАГС . Прошло некоторое время, и друзья познакомили меня с одним парнем. Он был из бедной семьи, в жизни у него не все складывалось, и от отчаяния он выпивал. Мне стало жаль его, что-то дрогнуло в душе. Понемногу стали дружить, затем встречаться. В этот период у наших друзей родился ребенок, и они взяли нас за кумовьев. Так как я была еще далека от православной веры и не знала многих законов и правил, то сразу согласилась. Мы вдвоем окрестили малыша. Затем поняли, что полюбили другу друга и решили жить вместе. Спустя некоторое время я взяла фамилию мужа. Он оказался очень хорошим человеком, трудолюбивым, заботливым, только привычка к выпивке еще была сильна. Потом было все – и борьба с выпивкой, и измена, и слезы. Но с Божией помощью мы все преодолели. И после пережитого я постепенно стала приближаться к Богу. Что-то непреодолимо влекло меня к Православию. Приглашали, зазывали в разные секты, организации, но, Слава Богу, я нашла истинную веру. И благодарю Бога за все испытания и тернии чрез которые он невидимо вел меня к Свету. Но гнетет меня одна проблема. Живем мы с мужем гражданским браком больше десяти лет. ЗАГС я не воспринимаю, а вот повенчаться очень хотелось бы. Но беда в том, что по незнанию мы с мужем окрестили вместе одного ребенка, стали ему крестными родителями, а по церковным правилам нам теперь нельзя вступать в брак. Но мы любим друг друга, мечтаем о ребенке. Надеюсь, что скоро и мой муж станет настоящим верующим. А теперь не знаю, что и делать. Получается, что нужно расстаться или как говорят в миру – «разбежаться».А как же любовь? Сердцем чувствую, что коль Бог соединил нас, мы встретились и полюбили, значит, есть в этом тайный Промысел Господа. Я каюсь, прошу у Бога прощение, но не знаю, как дальше быть? Очень хочу обвенчаться и жить по Божиим законам. Помогите, пожалуйста? Напишите ваш совет».
Уважаемая Наталия! Не надо Вам с мужем «разбегаться» или расставаться по причине того, что имеете общего крестника. Крестные восприемники берут на себя обязанность помочь разобраться маленькому ребенку, при его возрастании, в главных вопросах Православного вероисповедания – кто наш Господь, как правильно в Него верить, что есть Церковь и ее Таинства, что есть грех и добродетель, как поступить в сложных житейских ситуациях по-христиански. Надеюсь у Вас с исполнением своих почетных обязанностей все в порядке? По церковным правилам достаточно одного крестного. Для девочки – одна взрослая, верующая, церковная восприемница, для мальчика – один такой же восприемник. Не церковные правила, а, подчеркиваю, народная традиция породила дополнительного участника воспитательного процесса будущего христианина. Появилась парность восприемников – крестные « папа» и «мама», а с этим и масса всевозможных суеверий. То они не должны быть мужем и женой, то им нельзя спать вместе после крещения, то им нужно развестись и всякая подобная несуразица. Восприемниками у ребенка не могут быть родители (всем остальным родственникам – можно), несовершеннолетние, не православно верующие, не крещенные. Также не может быть восприемником жених при крещении невесты или наоборот. Тогда это может стать препятствием к совершению брака. Вспомните из жития св.Ольги, как она умно избежала брака с константинопольским императором. Вывод – можете повенчаться и жить по Божьим законам, как и сами этого хотите.
А с ЗАГСом Вы зря не «дружите», уважаемая Наталия! Когда станет вопрос о Венчании с мужем – Вы с этим столкнетесь. Есть церковное правило, которое велит венчать только семейные пары уже «расписанные» и при наличии соответствующего документа. Это очень хорошее и мудрое правило. Оно подразумевает, что жених и невеста прошли, перед лицом государства, такие важные вопросы, определяющие их будущее семейное положение, как недозволительная степень родства, согласие родителей, взаимную материальную ответственность. Этим подчеркивается их решимость к семейной жизни. В нашей современной церковной жизни, когда часто бывает, что батюшка видит молодых при Венчании первый и последний раз, это правило срабатывает как спасательный круг. Например. Любовник и любовница. Он – женат, обеспечен, имеет жену и детей, но «вскочил в гречку» на стороне. Все в жизни его устраивает и ничего менять не собирается. Она – одинокая, забеременела, стала его меньше интересовать и чувствует, что его теряет. На развод он категорически не согласен. Она грозит все рассказать жене, но все без толку. Потом хватается за последнюю соломинку: повенчаться. Пускай хоть что-то будет связывать. Может хоть Бога побоится бросить законно венчанную жену. Он радуется, что так легко на сегодня можно отделаться от ее капризов и соглашается. Завтра еще что-то придумается. Далее - выбирается церквушка поотдаленней и победнее, а ее честной отец настоятель берется в осаду. На штурм идут слезы, уговоры, угрозы уйти из жизни, обещание всяческих благ обветшавшему храму и подвижному парку батюшки. Или просто предлагаются немалые деньги. Положение то отчаянное. А священник, дотошный буквоед, отбивает натиск Ромео и Джульетты золотым правилом – «покажите мне документ, что вы муж и жена», и ограждает себя, а также честь Церкви от множества проблем, которые так и желают посыпаться, согласись он с нелепой поговоркой, что браки совершаются на небесах. Для любого священника возникает повод усомниться в серьезности намерений брачующихся, если жених или невеста не хотят расписываться. Значит - боится ответственности за себя или будущих детей, или сектант, или что-то скрывает (прошлый брак, например), или стыдится людей, или готовит легкие пути отступления для будущего развода. Искренне надеюсь, дорогая Наталия, что это все не про Вас и Вашего мужа. Живите долго и счастливо!
Не сносная тягость
Светлана: «Я была замужем в течение 15 лет. Этот брак не принес счастья ни мне, ни моему мужу. Детей у нас не было, муж много пил, а я страдала от сознания того, что моя семейная жизнь не складывается. Конечно, я понимала - в том, что муж стал пьяницей есть и моя вина, ведь я не смогла родить ему ребенка. Я предпринимала все попытки избавить мужа от пагубной привычки к спиртному – лечила таблетками, много молилась. Но, к сожалению, все мои старания оказались тщетными. В конце концов я смирилась со своей горькой долей, но однажды Господь сжалился надо мной и послал мне замечательного человека – мужчину, с которым в дальнейшем я и связала свою судьбу. Вот уже полгода как мы вместе, я жду ребенка, и каждый день, стоя на коленях, благодарю Господа и Матерь Божию за все, что я имею сейчас – дом, любимого мужа и долгожданную беременность. Только одно обстоятельство сильно тревожит меня и не дает покоя, что я оставила своего мужа практически на погибель, зная, что он наверняка сопьется. Но не только это тревожит меня. Недавно я прочла в Библии фразу: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6.2.) Выходит так, что я не должна была оставлять своего мужа? Все время терзаюсь и мучаюсь этой мыслью, особенно сейчас, когда до родов осталось несколько месяцев. Очень прошу у вас помощи и если, возможно, духовной поддержки.»
Уважаемая Светлана! Давайте смотреть реально на жизнь. Не на то что «могло быть, если бы…», а на то что уже существует. У Вас есть любимый муж, скоро будет долгожданный ребенок. Вы наконец ощутили, что такое семейное счастье. И вот если кто-то скажет Вам, что для исполнения закона Христова нужно бросить любимого человека, лишить будущего ребенка отца и вернуться в дом к алкоголику и нести это бремя до самой смерти, то не сочтете ли Вы это в высшей степени жестоким и безумным? Носить тяготы друг друга – это призыв к двоим. Если жена несет на себе тяготу мужа-алкоголика, то неужели она не имеет права ожидать от своего супруга, чтобы и он хоть как-то разделил ее тяготы? Насколько это было исполнимо за Ваши 15 лет прошлой жизни - Вам лучше знать. Не надо себя обманывать: на погибельный путь он стал добровольно, и если бы Вы остались, то разве он прекратил бы пить из-за этого? Принести себя в жертву для пьющего мужа - это крест, понести который могут немногие. По видимому вы к этим немногим не относитесь. Непосильная ноша не дается человеку. Вот и радуйтесь, и благодарите Бога за жизнь, которая у вас есть. А за бывшего мужа молитесь, даст Бог, покается.
Не наоборот!
Татьяна: «Несколько лет назад я пришла к вере. Православному человеку не нужно объяснять, сколько радости и утешения я нашла, стала спокойнее и благоразумнее. В любой житейской ситуации пытаюсь расставить правильно акценты и понимаю – все что происходит со мной или моими близкими необходимо для смирения и очищения души. Я много читаю, стараюсь посещать все Литургии. Но с некоторых пор, замечаю за собой, что я стала удаляться от мужа, более того, очень радуюсь, когда он уезжает на несколько дней в командировку. В эти дни я чувствую какую-то внутреннюю для себя свободу, у меня появляется больше времени на чтение духовной литературы, осмысление прочитанного, на посещение церкви. Я понимаю, что мы должны спасаться вместе с мужем, но он человек занятой, и ему некогда слушать мои рассказы. Иногда ловлю себя на мысли, что живу со ставшим мне чужим человеком. Знаю, что нам надо сближаться, но как это сделать?»
Видно ваш семейный корабль попал в шторм житейского моря и волна за волною хочет разбить его борт. Крепок ли он? А кто стоит у штурвала? Конечно, должен благоверный супруг. Но что же делать, если у мужа компас еще не указывает на Христа, а на путеводной карте еще нет маршрута в тихую пристань Царствия Божия? Остается одно – только брать управление в свои руки. Не погибать же всем! Здесь главное – не ошибиться. Семья – это малая церковь, где глава – муж, жена – тело. Муж – мудрый правитель, жена – добрая помощница. Не наоборот! Все должно быть на своих местах. И великое горе, если жена в семье голова. Сколько семей в наше время, где жена взяла на себя роль хозяина и распоряжается всем, - и домом, и хозяйством, и воспитанием, решает сама что лучше купить, приготовить, построить, починить... А потом недоуменно удивляется, почему же этот муж неблагодарный запил-загулял да еще диван пролежал. Вот и причина , что не дали мужу исполнит волю Божию о себе – быть главою семьи. Разводов из-за этого много. Мы как-то привыкли замечать в семейных отношениях только внешнюю сторону: быт, хозяйство, дети, - а на внутреннюю, сокровенную жизнь обращаем совсем мало внимания. Семья – не семья, если там нет духа любви, терпения, уважения, смирения, христианского воспитания детей, готовности душу положить друг за друга. Женщине, по своему предназначению от Творца, поручена забота помогать мужу в этом тонком и деликатном деле – поддержание внутреннего мира в семье. Какое здесь поле деятельности, сколько возможности реализовать свои возможности и таланты. Жена управляет тихим, внутренним, невидимым мирным строем семьи. В ее руках дыхание, «воздух» семьи, которого не замечают, когда он есть, и умирают, когда исчезает.
Начало сближения – это общность интересов. Вы знаете своего мужа уже много лет, и наверняка есть у вас то, что сближало вас все эти годы. Не надо спешить отказываться от этого ценного опыта. Осознайте в полной мере, то, что из всего человечества Господь выбрал именного его, как самого подходящего для Вас. Несколько лет церковной жизни – это так мало, это еще духовное «младенчество». Нужно не унывать, что сейчас супруг не воспринимает в всерьез Ваш новый образ жизни. Возможно для него это одно из Ваших новых увлечений. Как только он ощутит, что церковь благодатно на Вас влияет, то вряд ли сможет противится истине. У преп. Серафима Саровского есть прекрасная, всем нам так знакомая, миссионерская «формула»: «спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи». Что не возможно человеку, то возможно Богу. Когда мы усердно молимся за человека, то этим уступаем место действовать Господу. Это средство куда сильнее наших поучений и уговоров. Терпенье и труд все перетрут.
Удержаться за ось мироздания
Раиса: «Страдаю оттого, что я не посещаю Литургию - каждые выходные дни муж увозит меня на дачу, где нет церкви. Дело доходит до ссор, но как мне вести в сложившейся ситуации – не знаю.»
Уважаемая Раиса! Ссоры – не выход в любой ситуации, тем более в решении семейных проблем. Возможно, Господь через такую жизненную ситуацию дает повод разобраться Вам в том, любите ли Вы литургию или просто ее посещаете. Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что Литургия – это ось всего мироздания, что ради Литургии земля еще терпит нас грешных и дает свои плоды – хлеб и вино для приношения на евхаристии. Если бы не Литургия, то мир давно перестал бы существовать. В Литургии есть все. В ней весь смысл нашей жизни. Здесь невидимо, непостижимо, таинственно переплетаются любовь божественная, выраженная в Св. Тайнах Тела и Крови Христовой, и любовь человеческая – в свободном желании причащения, и любовь друг ко другу – в нашем совместном участии в Литургии. Здесь и чтение Слова Божьего, и молитва, и труд. И покаяние, и прославление Бога. Можете задать себе вопрос: живу ли я Литургией, дышу ли ею, есть ли для меня литургия вся жизнь или это только 2 часа в неделю? Помните житие Св. Марии Египетской. У нее не было возможности ходить в церковь каждую неделю, и причастилась она только два раза - в начале и в конце своей христианской жизни. Но какая это была жизнь, какая вера, какое покаяние, какое Богу служение! Не помешает, думаю всем нам пересмотреть, что привлекает нас в церкви - общение с Господом или общение с нашими друзьями, знакомыми. Может, просто больше хочется пообщаться с единомышленниками и отдохнуть душой от суеты и претензий хозяйственного супруга? Пытались ли Вы показать любимому мужу красоту и величие православной Литургии? Вполне ли он осознает, чего лишает он Вас и себя, меняя храм божий на дачный участок? Если нет, то чего же Вы сердитесь, что сырая глина еще не стала горшком? Простите, что вопросов получилось больше, чем ответов.
Счастье рядом!
Вероника: «Я выросла в православной семье, поэтому трудности сегодняшнего времени, я принимаю намного легче, чем мои сверстники. У меня нет больших запросов и претензий к своим родителям. Но, с другой стороны, мне труднее, чем другим девушкам, выйти замуж. Во-первых потому, что я хочу строить свою семью только с православным христианином, поскольку уверена, что только вера может объединить молодых людей на житейские подвиги. Несколько раз я обращалась в службу знакомств, но пока безрезультатно. Время идет, мне скоро будет тридцать лет, а желание стать матерью и иметь свой дом не угасает. Что посоветуете?»
Прежде всего не унывать и не отчаиваться, уважаемая Вероника. Господь Своим промыслом все устраивает к нашему счастью. Даже если мы и не понимаем и не замечаем этого. Нам все кажется, что мы сможем что-то добиться в этой жизни своими силами, умом, талантами. В общении с друзьями стараемся показать свои хорошие качества, благородные, как нам кажется, черты характера. Свои же плохие черты стараемся запрятать подальше, с глаз долой. В семейной жизни вся эта маска спадает и люди остаются друг перед другом такие, какие они есть. Очень страшно разочароваться в человеке, если вдруг эта маска окажется называлась «мнимое христианское благочестие». Единодушие православных супругов в браке – это дар Божий. Мне кажется, в выборе супруга Вы высоко поднимаете планку. Семья – это почти идеальная среда для воспитания христианского характера. Готового мужа-христианина в наше время найти трудно, но воспитать с Божией помощью можно. Вы, наверное, читали книгу «отец Арсений»? Помните, как у некоторых из батюшкиных духовных дочерей складывалась семейная жизнь? Они выходили замуж за людей, как казалось совершенно не церковных. Но как мужья потом преображались, проникаясь истинным духом христианского благочестия своих жен! Эти, хоть житейски неопытные, но духовно чистые женщины смогли разглядеть в своих избранниках христианское зернышко. Господь дал им мудрость не смотреть на внешнее, и они были счастливы в семейной жизни.
Может вам стоит более внимательно присмотреться к окружающим Вас молодым людям. При небольшой наблюдательности ведь можно разглядеть такие качества, как отзывчивость, скромность, честность, опрятность, трудолюбие, хозяйственность, способность противостоять вредным привычкам и т.п. Пускай это будет даже без степени совершенства, но это уже благодатная почва для восприятия Истины. Вам нужно будет суметь показать своему избраннику, что все лучшее в нем – родом из христианства.
Вам бы не упустить возможность с пользой пережить этот сложный период жизни. Важно пересмотреть все свои духовные ориентиры: «точно ли я со Христом, стремлюсь ли к Нему, живу ли Им, стремится ли моя душа к чистоте, святости, есть ли во мне живое искреннее покаяние, живу ли я Литургией, как причащаюсь? Хочу ли я, чтобы моя семейная жизнь стала средством ко спасению души, или хочу просто тихой уютной жизни с человеком от которого не хотелось бы иметь лишних проблем для себя?» Для Вас важней не в какой степени Ваш будущий муж окажется христианином, а в какой степени Вы являетесь христианкой. И еще это прекрасное время научится молиться по-настоящему. Нет, не формальным чтением каких-то правил, а от души, из глубины сердца. Не зря говорят: как тревога - так до Бога. Почаще закрываться в келии своей души и взывать к Богу: «помоги, не отвернись отменяя, только на тебя надеюсь, устрой жизнь мою, как Тебе угодно. Не моя воля пусть совершится, а Твоя, Господи» Стучите с надеждой и откроют Вам. Счастье так рядом!
Соткана из радости
Николай: «Если официальное признание Дня жен-мироносиц днем православных женщин? Или это принято так считать…»
Навряд ли где можно найти в каких то официальных документах или церковных правилах строгие установления праздновать женский день в неделю жен-мироносиц. Да и разве это важно? Этот праздник, и в шутку, и в серьез можно назвать «профессиональным праздником православных прихожанок». Всем известно, что большинство прихожан в наших храмах – женщины. На их хрупких плечах держится и клиросное пение, и поддержка порядка в храме, и послушание в трапезных и иконных лавках, и преподавание в воскресных школах, и пошив облачений священнику, и строительство храмов, и еще много-много дел, которыми живет православная община. Не говорю уже о домашних делах, где и муж, и дети, и хозяйство… А у священника кто самый близкий помощник? Конечно, матушка. На женщинах держится почти вся приходская жизнь, и чтобы они не имели своего праздника – справедливо ли это?
Легко и просто можно выбрать предметом обличения гражданские праздники. Не по-христиански, мол, с разгулом и пьянством, с языческими корнями. Оно то конечно так. Но если посмотреть с другой стороны, сколько у не церковного человека поводов для праздника? Новый год, 8-е марта, день рождения, еще пару каких-то памятных дат – и все! Остальные дни просто черные цифры в календарных клетках. Это так печально. Остается только пожалеть людей не знакомых с церковной жизнью. А у нас, посмотрите, сколько поводов для радости! Пасха Господня – торжество из торжеств, 12 больших праздников, множество особо чтимых святых и икон, храмовые праздники, день ангела. День, когда причащаемся – тоже большой праздник. А каждый воскресный день – это же малая Пасха! Церковная жизнь прямо соткана из радости! Наше православие – это религия радости. И даже покаянный плач о грехах есть средство для достижение радости пребывания с Богом. А у православных женщин еще и одним праздником больше: день святых жен-мироносиц. Низкий вам поклон – наши матери, жены, труженицы и молитвеницы.
По настоящему ценится то, что теряется
Зоя: «Как-то страшно становится рожать детей, видя, что торится в мире, а именно, что все идет к концу. Вот и бедствия разные в мире навевают тревожные мысли. Как не оказаться теми, о ком говорится в Евангелии: «Горе тем, кто кормит грудью»? Если близко время Антихриста, то как я смогу объяснить голодающим детям, что есть нечего?»
Дорогая Зоя! Не спешите предаваться таким унылым размышлениям. Если рассмотрим историю человечества то не найдем ни одного периода, ни одной страны, где бы не было каких-то бедствий, войн, разрушений. Это мрачные спутники человечества. Так будет, пока история не прекратит свой ход. Но ведь жизнь наша многогранна. В ней много радостей, любви, счастья, добрых и прекрасных людей! Что нам дело до войны на другой стороне планеты, если у нас самих никак не утихнут «бои семейного значения». Что нам дело до наводнения в другом конце мира, если наша душа вот-вот утонет в море своих грехов. Что нам дело до землетрясения в далекой стране, если самих трясет от злобы при встрече со своим обидчиком. Нужно научиться молиться с верой и надеждой на милосердие Божие «о мире всего мира» и делать свое дело, - то на которое призваны Богом. Научиться бы нам решать свои проблемы и не переживать за то, на что мы не можем повлиять.
Признаться, Зоя, меня немножко настораживает Ваш принцип восприятия слов Священного Писания. Нельзя так просто вырывать цитату из текста и прилаживать ее к жизненной ситуации. Так мы можем дочитаться до чего угодно. Один, в свое время, известный атеист доказывал, что нет Бога. В своих доказательствах он опирался не на труды Маркса и Энгельса, а на Библию. Он смог так умело «вырезать» цитаты из Писания и их скомбинировать, что получилось вполне гладко и логично. Но было ли это правдой? Конечно, нет! Истина и логика – две разные вещи. Мне припоминается один курьезный случай из полемики одного батюшки с сектантами. Те очень любят «пожанглировать» библейскими цитатами, придавая убедительность своим еретическим вымыслам. Священник сказал им, что «Вам нужно повеситься, потому, что так сказано в Библии». Те пришли в недоумение. «Как так?» - «А вот смотрите». Открыл Евангелие и показал строчку: «Иуда пошел и повесился». Дальше перевернул несколько страниц и продолжил другой строчкой: «Иди, и ты поступай также». Шутка, конечно, - но в ней ясно указано как не нужно читать священное писание. Чтобы понять истинный смысл евангельских строк, надо руководствоваться объяснениями святых отцов, а не своим разумом, далеким от богопросвещенности.
Смею предположить, что Вы, Зоя, не относитесь к числу пожилых людей. Скорее всего мы с Вами ровесники. Мы жили и живем в спокойную, мирную эпоху. Нам не ведомы ужасы войны, голодовки, послевоенной разрухи, сталинских ГУЛАГов. Нам неизвестно, что такое настоящее горе и скорби. Они нам известны только из рассказов людей старшего поколения. Моя бабушка Настя родила мою маму в 47-ом году прямо на колхозном поле, где жала пшеницу. Тогда был голод. Мой дед Степан тайком ночью пошел на поле, чтоб собрать хоть остатки от урожая для пропитания своей семьи. Его поймали. Дали 8 лет. И поехал в сибирскую тайгу на лесоповал. Ничего, Бог помог – все пережили и родили еще троих детей, и никто не боялся. А мы ходим и от ветра падаем. Любая околоцерковная «страшилка» об антихристе нас до отчаяния доводит. Насколько мы слабы в вере! Крепче надо быть и не унывать. Радоваться нужно каждому дню, каждому часу, каждому мгновению нашего мирного бытия. По настоящему ценится то, что теряется. Испытывать на себе достоверность этого правила я не желаю ни Вам, Зоя, ни кому бы то ни было. Спаси Вас, Господи.
Лучше быть добрым дворником
Анна: «Много лет проработала бухгалтером на предприятии. Занятие это мне никогда не нравилось, не люблю эти цифры, а бесконечные отчеты совсем замучили. Вот и сын мой учится в горной академии. Поступил туда, лишь бы получить высшее образование! Специальность ему не понятна. А к чему тяга есть? – сам не знает. Думаю, вот он закончит ВУЗ и также, как я, будет тянуть лямку от звонка от звонка. Никакого удовлетворения от работы! Часто приходит в голову одна мысль – каждому человеку Господь дал талант в каком-то деле. Про духовные таланты – доброту, любовь к ближнему – все понятно. Но ведь, чтобы приносить больше пользы людям, нужно иметь и другие, земные способности. Выходит, что в себе я их не открыла? Возможно, совершила ошибку в молодости – надо было менять работы, пробовать себя в различных сферах, тогда бы и определилась с талантом? Спрашиваю об этом, потому что боюсь за сына. Как бы ему не пришлось разочароваться в выбранной профессии. Может все-таки надо искать ее, пока не найдешь к чем душа лежит?»
Уважаемая Анна! Нет причины находить многолетний труд, на который Вы истратили так много сил - ошибкой молодости. Можно быть уверенным – работу свою Вы делали усердно, терпеливо и старательно, были добры и вежливы с коллегами, не редко находили трудовые радости даже среди цифр и бесконечных отчетов. Уже только этим Вы принесли много пользы людям, а работа оказалась тем местом, где Вы применили и приумножили свои таланты. Если бы Вы открыли в себе какие-то способности и стали, к примеру, врачом, политиком или учителем, то, возможно, под тяжестью новых обязанностей возроптали бы, и с грустью вспоминали бы не раз свой простенький бухгалтерский кабинет, рабочий стол и такие милые цифры. Не зря говорят, что ценится только то, что теряется. Лучше не испытывать на себе эту народную мудрость, а стараться быть во всем благодарным Богу – Ему лучше знать, на какой жизненный путь нас направить. Слава Богу за все!
Очень рад, что Ваш сын учиться в Горной Академии и получает высшее образование. За него стоит только порадоваться! Надеюсь, у него все в жизни сложится хорошо. От любых разочарований не застрахован никто – всегда будем чем-то не довольны, и всегда будет хотеться что-то исправить. Такие уж мы люди – живые, и всегда ищущие лучшего. Не так важно, дорогая Анна, кем по профессии станет Ваш сын. Важнее - каким он станет человеком. Лучше быть добрым дворником, чем злым царем. Помощи Вам Божией!
Какой смысл вникать...
Лариса: «По Божьему промыслу мы с мужем обвенчались в день праведных Богоотец Иоакима и Анны и день обретения мощей св. Феодосия Черниговского, прожив долгое время просто в браке. И уж очень мне захотелось узнать побольше об этом святом угоднике Божьем, Слышала также, что он написал предсказание о конце света. Также хотелось бы их почитать».
Дорогая Лариса! Искренне рад, что Вы освятили Ваш союз со своим супругом святым таинством Венчания. Долгих и счастливых Вам лет совместной жизни! Православное понимание учения о конце света всегда основывалось на словах Спасителя, что никто не может знать ни дня, ни часа, когда это совершиться. Опираясь на это, святые отцы, в том числе и св. Феодосий Черниговский, всегда учили быть трезвенным и внимательным к своей жизни, спешить творить добрые дела и каяться в грехах своих. Никто не приветствовал праздное любопытство – что будет тогда. Какой смысл вникать в такие глобальные вопросы, если в любой момент может состояться наш, личный, конец света – наша смерть! Перечитав житие св. Феодосия, можно почерпнуть много назидательного для своей души. Бог Вам в помощь!
Ездить никуда не нужно
Алевтина: «Этим летом я уговорила свою шестнадцатилетнюю внучку поехать в паломническую поездку. На мою радость она быстро согласилась: когда весь класс ездил в монастырь с чудотворной иконой, она была больна. Вот только паломничество – это не экскурсия. В 6 часов утра - подъем, утреня, потом – трапеза. А службы-то длинные, монастырские. Вижу, совсем замаялась моя внучка. Ничего не хочет слышать, только бы уехать поскорее домой. А после этой поездки и вовсе как отрезало. « Пойдем на праздник в храм», - говорю ей –«Сколько сможешь, столько и постоишь на службе» -« Нет. Я не выдержу.» Видно, что-то я не учла, сама «купалась» в благодати, душа отдыхала, думала, что и внучка разделяет эту радость духовную. Тем более, что не одна она там была, а и другие детки помладше ее. Но где-то я перегнула палку. Не готова она еще была к таким поездкам. Теперь даже сожалею о содеянном.»
Уважаемая Алевтина! Как прекрасно, что Вы такая добрая, заботливая бабушка! Если со всей паломнической поездки только это и запомнится Вашей внучке – то уже считайте, что не зря съездили. Вы, конечно, правильно ощутили, что ребенку очень трудно воспринимать обычный «шаблонный» ритм организованных паломнических поездок. Ранний подъем, длинные не понятные службы, посещение источников, святынь, где обычно очень много народу – труд, который и взрослым порой не под силу, не то, что ребенку. Возможно, для внучки можно было бы организовать знакомство с монастырем и в другой, более простой форме. Для детского восприятия хватило бы впечатлений и от простой экскурсии. Куда важнее в ребенке пробудить интерес к вере, научить чувствовать присутствие Бога на службе, радоваться прекрасному миру, который создал Бог. Для этого и ездить никуда не нужно. Главное, чтобы добрый человек оказался рядом, с чутким и любящим сердцем, а это сокровище, похоже, у Вас, дорогая Алевтина, уже есть. С Божьей помощью всё у Вас и у Вашей внучки получится!
Выход есть всегда
Антоніна: «Так сталося, що мій вінчаний шлюб розпався через рік два місяці. Народилася дитинка, почалися труднощі, і ми з чоловіком роз’їхались, точніше я уїхала від нього, так як перестали розуміти один одного, і допомоги ніякої. Вже майже два роки, як це сталося, а чоловік не приїздить до нас. Інколи дзвонить, частіше я дзвоню, висилаю фото синочка. Фактично ми з ним живемо окремо більше, ніж жили разом. Як це? Він до мене їхати не хоче, а я другий раз на ті ж самі граблі не хочу натикатися. То який вихід? Підкажіть. Отак і жити? Тому що ми вінчані? Не вже іншого виходу немає? Я знаю, що Церква не допускає розвінчення, крім тілесної зради. А якщо я подам на розлучення і розвінчання, це мені буде великий гріх? Невже я не маю надії вдруге вийти заміж? Чи отак і жити самій з дитиною?»
Уважаемая Антонина! В православной церкви нет каких либо чинопоследований, молитв или обрядов по расторжению брака, развенчанию, разведению и т.п. В таинстве Венчания Церковь помогает людям соединиться между собой. Разъединяются и расходятся люди уже сами, без церковной помощи, по своей воле и по ряду разных причин, когда понятие «семья» перестает для них существовать. Церковь только свидетельствует, что брака, как такового, уже нет у бывших супругов. В «Основах соціальної концепції Української Православної Церкви» причины для развода указываются вполне конкретно: «Досі підставами до розірвання шлюбного союзу, освяченого Церквою, крім перелюбства й нового одруження однієї з сторін, визнавалися також відпадіння чоловіка або жінки від Православ’я, протиприродні вади, нездатність до шлюбного співжиття, яка існувала до одруження або настала внаслідок умисного самоскалічення, проказа та венеричні захворювання, тривала безвісна відсутність, судове покарання, пов’язане з позбавленням усіх прав стану, замах на життя або здоров’я жінки чи дітей, снохацтво, здобуття прибутків з непотребств чоловіка чи дружини, невиліковна тяжка душевна хвороба та зловмисне залишення чоловіком жінки або жінкою чоловіка. У наш час цей перелік підстав до розірвання шлюбу доповнюється таким причинами, як захворювання на СНІД, медично засвідчені хронічний алкоголізм і наркоманія, здійснення жінкою аборту за незгоди чоловіка. (…) Згода на розірвання церковного шлюбу не може даватися заради догоджання примхам чи на «підтвердження» цивільного розлучення. А втім, якщо порушення шлюбу є здійсненним фактом – особливо при роздільному проживанні подружжя, - а відродження сім’ї не є можливим, з пастирської поблажливості також дозволяється церковне розлучення» (Інформаційно-видавничий центр УПЦ. Київ 2002р. ст.46)
У Вас, дорогая Антонина есть два варианта для выхода из трудностей. Первый – попытаться собрать те осколочки семейного счастья, что уже имеются. Попробовать еще раз найти общий язык со своим мужем. Проанализировать и свои ошибки, найти в себе мудрость простить его и понять. Вы много времени знаете друг друга, у вас есть общий ребенок. Если Вы сделали все, что могли, и ничего не вышло, а совесть Ваша чиста и спокойна, то есть вариант второй. Найти хорошего, достойного мужчину, который станет Вам прекрасным мужем, хорошим отцом. Получить церковное благословения на вступление в новый брак, повенчаться и жить долго и счастливо. Чем раньше это произойдет, тем лучше будет и для Вас, как жены и мамы, так и для сына. Простите за общий характер рекомендаций по таким судьбоносным обстоятельствам Вашей жизни. Всего лучше Вам на будущее обратиться к знакомому священнику, который знает Вас лично и сможет более основательно разобраться во всем. Лечение заочным не бывает.
Венчание не для всех желающих
Любовь: «Должен ли священник проводить перед венчанием беседу с новобрачными о вере, о покаянии? Часто бывает, если молодые не воцерковленные, значит, и говорить с ними, тратить время, не обязательно.»
Должен – а как же иначе! С такой беседы начинается не Венчание, а еще только знакомство с храмом и с первыми понятиями христианского благочестия. Мы, современные люди, годами бывшие оторваны от церкви, никак не можем понять такого простого правила: Венчание не для всех желающих, а только для узкого круга людей. Оно - для верующих православных христиан, которые ходят в церковь, приступают к Таинствам Исповеди и Причастия. Это не просто красивая торжественная церемония, а соприкосновение с великой Святыней, проникновение туда, где посторонним вход воспрещен. Невоцерковленных молодых людей «подставить» под Венцы без огласительной беседы, без покаяния, без подготовки – все равно, что солдата выпустить в бой без оружия, и даже не указав в какой стороне противник. Если кто придет первый раз в храм и подойдет к незнакомой ему Святой Чаше с желанием причаститься, то его, конечно же, к ней не допустят. Объяснят, что надо сразу в грехах покаяться, помолиться, к Исповеди приступить, попостится, книжку богословскую почитать, а потом уже – к Святой Чаше. Венчание – тоже Таинство не менее важное, чем все остальные. К нему также необходимо со страхом Божьим и верою приступать.
Так честнее
Людмила: «Мы живем с мужем в браке уже 30 лет. Не венчаны, хотя сама я хожу в храм. Дети уже выросли, живут отдельно от нас. Часто слышу, что брак должен быть освящен благодатью Божией. Но мы уже прожили жизнь, к сожалению, без особой любви друг к другу и положа руку на сердце, венчаться мне с мужем совсем не хочется. Вот только иногда одолевает страх. Не является ли это таким большим грехом, что потом отвечать придется.»
Уважаемая Людмила! Если не хочется, то и не надо Вам венчаться. Так честнее, а честность никогда не была грехом. Не нужно поддаваться страху. Церковь никогда не отказывалась признавать брак мужчины и женщины, даже если он не освящен Венчанием. Если муж и жена много лет вместе, у них есть дети, есть общие интересы, обязанности, они хранят верность друг другу, то такой союз никогда не будет выглядеть чем-то непристойным. Это – семья, а не блудное сожительство. Конечно, эта семья для себя много чего утратила – невидимого, неуловимого, но такого, что могло бы ее поддержать в трудные минуты, укрепить, утешить, защитить. Утратила возможность соприкоснуться с чудом, продолжительностью в жизнь – с благодатью Таинства Венчания. Но это не беда. Вы, дорогая Людмила, ходите в храм, молитесь, исповедываетесь и причащаетесь. Через это у Вас есть возможность соприкоснуться с Источником счастья и не ощущать недостаток в Его милости. Укрепи Вас Господь!
Посадили доброе семечко
Валентина: «Дети мои, сын и дочь, стали жить самостоятельно до того, как я стала ходить в церковь. До этого никаких разговоров о православии и Церкви у нас не было. Сейчас встречаюсь с ними редко. Любой разговор на православную веру не вызывает у них интереса. Они добрые, заботливые, внимательные ко мне, но не принимают моих слов и просьб. Дочь несколько раз была в храме, а вот сыну уже 55 лет, и он ни разу не был. Как же быть, если они останутся без покаяния? Мне уже 77 лет, постоянно в недуге. Ежедневно утром и вечером в своих молитвах я прошу Господа Бога, чтобы дал им уразумения укрепиться в вере и привел в храм для покаяния. Дождусь ли я этого?»
Уважаемая Валентина! Что людям не возможно, то возможно Богу. Не думаю, что Вы стали верующим человеком благодаря уговорам ваших родителей. Много ли людей беспокоилось о Вас в тот период, когда еще не ходили в церковь – верите или нет, молитесь или нет, каетесь в грехах или нет? Скорее всего, Ваш путь к вере был опытом личного Богопознания. Сами постигали, сами сравнивали, сами искали истину. Только Богу известно, как Вам было трудно на этом пути, как не хватало поддержки и понимания близких людей. Не смотря на это, Вы же стали православной христианкой. Насколько Вашим детям легче в этом плане! У них есть любящая мама, которая молиться за них, переживает, радуется, подает свой личный пример доброй благочестивой жизни. Этим Вы уже посадили доброе семечко веры в их душах. Когда из него вырастет дерево и даст свои плоды – только Господу известно. Надейтесь на Него – Он все направит к добру.
Нет повода для беспокойства
Тамара: «Молодые люди крестили девочку, то есть, стали кумом и кумой. Но потом влюбились друг в друга и уже полгода встречаются. Спрашивали в соборе, сказали, что можно иметь такие отношения. Может дело закончится свадьбой, но мне больно и страшно за такую семью. Может я что-то не так понимаю?»
Уважаемая Тамара! Я очень радуюсь за Вас, что Вы способны переживать горе ближних и можете поболеть душою за дорогих Вам людей. Прекрасно, что судьба молодых людей не оставляет Вас равнодушной – это очень красивое качество Вашей души. Берегите его. Но спешу Вас утешить – в описанном выше случае нет никакого повода для беспокойства. Канонические правила, определяющие взаимоотношение между духовными родственниками возбраняют вступать в брак восприемнику (восприемнице) с крещаемой (крещаемым). Это значит, что например, если бы крестился парень и взял себе крестной молодую девушку, то он не смог бы уже на ней жениться. Помните эпизод из нашей истории, когда святая Ольга, находясь в Царьграде в 957г, мудро избежала брака с константинопольским императором Константином Багрянородным. Он сердечно пленился красотой и умом княгини, и предложил ей руку и сердце. Она не отказала, а только заметила, что она еще не крещеная, а над некрещеной невозможно совершать Венчание. Святая Ольга крестилась, а своим восприемником попросила стать самого императора, на что он с радостью согласился. После крещения возобновились переговоры на счет возможного брака. Княгиня Ольга получила прекрасное духовное образование перед крещением от самого константинопольского патриарха, святого Полиевкта, и знала канонические правила православной церкви и сумела ими воспользоваться. Она выразила свое глубокое сожаление, что брак с императором невозможен, по причине того, что крестный отец не может жениться на своей крестной дочери. Царь понял, какую ошибку он допустил, но было уже поздно.
Мой вам совет, дорогая Тамара – не смущайтесь и не бойтесь за ваших знакомых молодых людей, а помолитесь от души за них, чтобы Господь счастливо устроил их жизнь. Спаси Господь.
Самая прекрасная тайна
Людмила: «Что вы мне посоветуете в данной ситуации. У меня муж равнодушен к духовной литературе, разве какие чудеса и воскрешения из мертвых может почитать, остальное, говорит, я и так знаю. В Церковь не ходит, ни разу не исповедовался и не причащался, хотя сам он человек добрый, отзывчивый, честный, подлости человеку не сделает, бывший ликвидатор ЧАЭС. Может ничего не нужно навязывать, каждый придет к Богу своим путем?»
Уважаемая Людмила! Вы можете прочитать множество православной литературы, творения святых отцов, где найдете много прекрасных и полезных поучений – как молиться, как покаяться, как укрепиться в добрых делах, но нигде не найдете рекомендаций о том как человека научить любить Бога. Это – глубоко личный, тайный и сокровенный процесс. Возьмите, к примеру, труды нашего православного писателя и мыслителя – Ф.М.Достоевского, глубокого психолога и знатока человеческой души. На многих страницах он подробно мог описать состояние человека подверженному греху, какой-то страсти. До мельчайших деталей он мог передать переживание падшей души, ее страхи, борения – анатомию греховной жизни во всей ее безобразности. Но не найдете и строчки, где открывается, как же человек был таким плохим и стал вдруг хорошим. Момент покаяния, момент, когда человек ощущает, что Господь – самый близкий, самый любящий Человек – так и остается загадкой. Это невозможно не описать, не выразить никакими словами. Это самая прекрасная тайна нашего бытия. Православному сознанию чужда тема сочинения «Как я пришел к Богу», и уж тем более - «Как я обратил к Богу моего непутевого соседа». В наших силах только создать благоприятные условия для правильного восприятия веры – показать пример личной жизни, объяснить основы вероучения, дать почитать книжку, познакомить с нужным человеком, помолиться от всей души. Остальное – личное и секретное дело между Богом и душой человеческой.
Желаю Вам, дорогая Людмила, и далее продолжать относиться с терпением и любовью к своему драгоценному супругу и надеяться на Бога. Он все располагает к лучшему.
Валентина: «Моя дочь живет с французом уже продолжительное время. Может ли быть венчание в этом случае и что надо для этого сделать?»
Венчание совершается над верующими православными супругами, не зависимо – француз он, англичанин или русский. Если у них есть осознанное желание освятить свой союз церковным Таинством, то имеет смысл обратиться в храм к священнику и с ним обсудить все детали более подробно. Помоги, Господи
Дмитрий: «Можно ли венчаться молодым, если невеста находится на шестом месяце беременности?»
Можно. Нет никаких канонических препятствий для Венчания относительно того, на каком месяце и беременна ли невеста вообще. Главное, чтобы молодые были верующие и приступали к Таинству со страхом Божьим и ответственностью перед Господом за свой будущий жизненный путь.
Валентина: «Скоро моя дочь выйдет замуж. Я - православная мама, поэтому очень хочу, чтобы наши молодые повенчались. Правда, в церковь они не ходят, не исповедуются, не причащаются. В связи я этим возникает вопрос: не является ли грехом мое поведение, когда я настаиваю на совершении этого таинства?»
Решать - венчаться или нет – это личное дело жениха и невесты, и никак не может быть продиктовано волею близких сродников, жизненными обстоятельствами или веяниями моды. Когда они станут церковными людьми, будут исповедоваться и причащаться, тогда и осознают необходимость освятить свой союз благодатью Венчания. Надо сразу подготовить почву, а потом садить семя. Другой последовательности для выращивания хороших плодов еще не придумали. Счастье, добытое своим трудом, ценится намного больше, чем полученное даром. Милости Божьей Вам!
Венцы – это символ награды Божьей за перенесение скорбей будущей совместной жизни. За мученичество в том числе. Терпеть, смиряться, уступать, ломать свою гордыню, притираться друг к другу многие годы, а то и всю жизнь – разве это не мученичество? Венцы – это и символ царской, родительской власти над своими детьми. Это и символ Божьей милости за чистую и целомудренную жизнь до брака. Главное – это символ обретения от Бога благодати, наполняющей счастьем семейные отношения супругов. Спаси Господи!
Александр: « Хотели венчаться в красивом старинном храме, который находится в другом городе, но нам объяснили, что настоятель венчает только своих прихожан! Остались в недоумении: выходит, что благодать – она не для всех… Так, что ли?»
Вполне поддерживаю принципиальную позицию настоятеля упомянутого Вами храма. Храм Божий – это еще и родной дом для верующего человека. Место, где мы впервые познакомились с Богом, где ощутили помощь близких по духу людей, где умиляется наше сердце от теплой беседы со своим Творцом, где каждый раз душа озаряется неземной радостью Причастия. В своем храме мы освящаемся святым Крещением, венчаемся, крестим своих детей, избавляемся от грехов. Здесь услышим наше последнее «Со святыми упокой…» А у Вас есть свой храм – прекрасная частица Вашего земного бытия? Ваш, личный, родной, где все до умиления знакомо и дорого, как родительский дом, где прошло детство? Вы обладаете таким сокровищем? Наверное, еще пока нет, если Вы готовы ехать за тридевять земель, в другой город, чтобы заполнить задний план своих свадебных фото экзотическими видами старинного храма. Ищите. Время так скоротечно.
Виталий: «Если невеста хочет венчаться, а жених идет в храм только для того, чтобы угодить будущей жене. Состоится ли таинство в этом случае?»
Таинство состоится, но состоится ли правильное восприятие того важного момента в жизни молодых, которое произойдет с ними в храме? Это зависит и от жениха – будущего главы семьи, и от невесты – будущей верной помощницы своему мужу. Благоразумней отложить венчание, то того времени, когда они во всем смогут разобраться и осознать важность и необходимость Венчания. Крепка та семья, в которой инициатором венчания есть жених. Бог Вам в помощь.
Назад к списку