Беседы о иконографии
Окно в духовный мир
Андрей, староста: «Помогите разобраться! Полтора года назад в наш храм направили молодого батюшку. Он старательно принялся украшать церковь новыми иконами. Поставил иконостас, сделал киоты. Для иконостаса достал очень редкие репродукции икон знаменитых художников. Даже запрестольный образ – точная копия иконы Богородицы работы Васнецова, как во Владимирском соборе Киева. Так все красиво получилось! А недавно нам прислали другого священника. Он хоть и пожилой и мы его уважаем, только вот не совсем понимаем. Он поснимал все иконы и отнес их на чердак в сторожке. Говорит, что перед ними молиться невозможно. Заказал у какого-то иконописца иконы древнерусского письма. Уже и повесил первые – нашу храмовою «Рождество Богородицы», «Троицу» Рублева, «Владимирскую», «Спас в Силах». Все написанные красками, сияют золотом. Оно то хоть и красиво, да только ничего не понятно. На тех старых были лица как и у всех людей, одежда красивая. А в этих новых лица какие-то вытянутые, не естественные. Люди даже возмущаться начали, что батюшка почти все деньги из церковной кассы потратил на иконы, и даже своего «жигуля» продал, чтобы иконописцу задаток оплатить. Неужели так важно, какие будут иконы?»
Уважаемый Андрей! Поспешу присоединиться к ревности Вашего нового настоятеля. Видно он человек опытный и знает толк в иконографии. Поддержите его. Древняя иконопись очень духовно возвышена. Никакие картины на библейские темы (некоторые современные иконы по другому не назовешь) не могут с ними сравниться по благодатному воздействию на душу человеческую. Очень плохо, что нам перестали быть понятны иконы «рублевского» типа. Вернее мы не научились их понимать. Нам более понятна натуралистическая живопись, лица как лица и руки как руки. Но это не иконы в прямом смысле. Только условно можно назвать иконой "Сикстинскую мадонну" Рафаэля или запрестольный образ Богородицы Васнецова. Кстати лик Пречистой он писал с натурщицы, а лик Богомладенца – со своего сына. Все они передают только чувственное, человеческое. В них нет никакой духовности.
Образ - по-гречески: «ейкон». Отсюда происходит и русское слово "икона". Икона - понятие очень обширное и разнообразное. Привычная в нашем понимании икона, как изображение Господа или святых, есть только одна из многих форм икон, которые нас окружают. Например, Библия, тоже икона. Только написанная не красками, а буквами, типографским шрифтом. В Св. Писании содержится описание Господа, Его свойств, Его премудрости, Его промыслительной заботы о сотворенном мире. Чтение, изучение Св. Писания – это часть нашего богопознания. Окружающий нас мир – тоже Божья икона. Через созерцание красоты природы, изучение ее гармоничных законов, можно постигать величие и красоту Самого Творца, давшего бытие Своему величественному и мудрому творению. Человек – самая сложная и самая великая икона Господня. Наша непостижимая душа, наш разум, наша способность уподобляться Богу, даже наше премудро устроенное тело, все несет на себе отпечаток Абсолютной Премудрости нашего Творца.
Икона, как изображение красками, есть способ человека выражать духовные истины. Это порыв человеческого духа изобразить не изобразимое. Икона – это окно в духовный мир. Чистота души, святость, богоуподобление, целомудрие, любовь, бесстрастие, вечность, блаженство, - это только некоторые сугубо духовные категории, которые передает нам иконография. Между иконографией и искусством живописи нет ничего общего. Икона передает нам описание мира духовного, а картина – мира земного. Каноническая иконография – сложнейшая система символов, с помощью которых изображается невидимый духовный мир. Живопись описывает, то, что живое, плотское, наглядное. Как с помощью картины выразить, что Господь наш Иисус Христос есть одновременно и Бог и Человек? Никак. Иконография это передает с помощью символов. Господь изображается восседающим на Престоле в двух одеждах – нижней, красного цвета, символа земного, человеческого; и верхней - голубого цвета, символом небесного, божественного. Каким художественным приемам можно выразить Приснодевство Богородицы, чтобы зрителю было понятно, что Она была Дева до рождения Господа, во время Его рождения и после рождения? Невозможно никак. А в иконографии возможно. На головном покрове Богородицы изображаются три звезды: две на уровне плеч и одна напортив чела – до, во время и после рождения Господа – Присно (всегда) Дева. Какая картина может передать, что святой подвижник возвысился над суетой мирской и достиг высот богопознания? Нет такой. А икона может: святой изображается высокого роста, а за ним, вдалеке, город с маленькими домами. С другой стороны – горы, символ духовного восхождения. А сколько существует иконографических способов, чтобы передать христианские свойства души как терпение, возвышенность чувств, молитвенность, милосердие, победу над страстями! Существует ряд удивительных иконографических приемов, с помощью которых человек становится не посторонним зрителем, а непосредственным участником иконы. Например, лик Господа и святых всегда направлен не в сторону, а на нас, как бы всматриваясь в нашу жизнь. Десница Спасителя всегда поднята в благословении, что прямо хочется сложить крестообразно ладони и приложиться к Его благословляющей руке. Часто применяется обратная перспектива, которая показывает, что наша благочестивая жизнь начинается из нашего сердца и направляется к Богу. Поистине - икона – это богословие в красках! Канонически правильно написанные иконы открывают духовные истины, указывают путь ко спасению, учат нас покаянию. Только бы научится читать и понимать этот величественный язык иконографии.
"Плащаницею чистою обвив..."
Светлана: «В нашей церковной лавке продается фотография лик Христа, сделанная из Туринской плащаницы. Хотелось бы иметь и изображение лица Богородицы, такой, какая Она была при жизни. Возможно ли это, и существует ли изображения такого типа?»
Лик Христа воспроизведен из плащаницы, которой было повито Тело снятого со Креста Господа. Это было достигнуто сложнейшими техническими методами. Многие ученые, которые трудились над этим, признают большую вероятность, что лик был именно таким, но полной уверенности никто не выразил. Да это и не так важно в деле нашего спасения. Нам не важно знать, какая была внешность нашего Спасителя. Главное, что нам известен Его внутренний образ, черты Его Богочеловеческой личности, Его жертвенность, Его любовь. На Него мы равняемся, Ему уподобляем свою жизнь. Этого вполне достаточно. Тоже касается и Богородицы. Не осталось никаких прижизненных портретов, рисунков, передающих облик Пречистой. Мы никогда не узнаем, как Она выглядела, какое у Нее было лицо, как Она одевалась. Для нас это совершенно не важно. Главное, мы знаем, что Она стала по плоти Матерью Бога, своею чистотою и святостью превзошла всех людей и даже Ангелов, что Она заступница и молитвеница наша усердная. Ее любви к Богу мы подражаем, чистоте удивляемся, на молитвенное предстательство надеемся. Все остальное меркнет пред этим.
Взор, обращенный к нам
Наталия: «Существует множество икон Богородицы: «Владимирская», «Тихвинская», «Казанская» и т.д. На всех их Богородица изображена по-разному. Зачем нужно такое разнообразие? Если Св. Лука писал образ Владимирской с лика Приснодевы, то не проще ли было бы просто его скопировать и размножить, чтобы максимально сохранить сходство с оригиналом?»
Св. Предание приписывает авторству Св. Апостола Луки целый ряд икон Богородицы, которую он знал лично, видел Ее лик. Обратите внимание – все они разные, да еще заметьте, все они написаны совсем не живописным способом. Неужели такой художник, как Св. Лука не умел писать портреты? Сомневаюсь. Вероятно умел и очень не плохо, но оставил для нас символическое изображение ликов Приснодевы и Богомладенца. Совершенно ясно, что автор не задавался целью передать изображения Их лиц. Для него и для нас это не важно. Главной целью было выразить главнейшую идею православия – догмат о Боговоплощении, показать любовь Ее к Сыну. При этом взор Пречистой обращен не на Богомладенца, а на нас. Она как бы вводит нас в поле иконы взирая в глубину нашей души, и вопрошая – имеем ли мы такую же любовь к Ее Сыну как и у Нее? Личность Богородицы бесконечно красива. За две тысячи лет множество иконописцев пытались передать нам Ее красоту, но навряд ли хватит и еще тысячи лет. Очень хорошо, что существует такое множество Ее икон. В каждой из них автор пытался поведать миру нечто особенное, только им замеченное в духовном лике Богородицы. Во внутреннем богатстве личности Божьей Матери и кроется секрет такого разнообразия Ее прекрасных икон.
Тихий уголок
Светлана: «Как относиться к ношению небольших иконок, в основном в ламинате, в карманах, кошельках, сумках? Есть мнение, что это недопустимо, ведь икона – святыня и отношение к ней должно быть благоговейное. Ответьте, пожалуйста, как должно быть. И еще вопрос – сколько икон может быть в комнате, квартире?»
Уважаемая Светлана! Для карманов, кошельков и сумок есть свое, хозяйственное предназначение – хранение и переноска вещей, продуктов и денег. Конечно, Вы и сами это понимаете, что икона это святыня, и для икон полагается особое место, а если есть необходимость помолиться в дороге, то для перевозки и хранения икон нужно использовать более достойные способы. Нет никакого особого правила, определяющего, сколько икон должно быть в доме. Главное, чтобы они были ухоженные, и к ним было благоговейное и уважительное отношение. Располагать иконы в комнате нужно в одном месте – в «красном» углу, или на стене, или на особо отведенной полке. Мне лично нравиться, когда икон меньше количеством, но больше размером.
Иконы Св. Николая
Мария: «Почему существуют два вида написания икон св. Николаю Чудотворцу - в митре и без неё? Какая между ними разница? Ведь даже при покупке в лавках уточняют какую икону хотим приобрести».
Уважаемая Мария! Святителя Николая принято изображать в облачении присущему его священному сану епископа – с омофором, панагией, с Евангелием в руках и митрой на его главе. Но приемы иконописного написания вполне допускают изображать святителей и без головного убора. Между этими иконами нет никакой разницы. Можете купить в лавке любую. На почитание Святого Николая это никак не скажется.
Где расположить иконы
Александра: «Расскажите, пожалуйста, можно ли повесить иконы в восточный угол комнаты?. Когда мы спим иконы будут висеть у нас в ногах».
Уважаемая Александра! Иконы в доме можно располагать в любой стороне. Обычно вешают на видном месте. Это может быть или стена, или угол комнаты, или полка. Важно, чтобы иконы располагались не рядом с телевизором, не были заставлены в книжном шкафу посторонними предметами. Желательно – повесить их в одном месте, в одной стороне комнаты, чтобы не вышло, что во время молитвы располагаемся к одним иконам лицом, а к другим – спиной. Вешать иконы с восточной стороны жилища это традиция, а не обязательное правило. Если Вы находите место под иконы не удобным, то перевесьте их. Хотя, когда иконы находятся «в ногах» (на подобающей высоте от пола, конечно), то в этом есть свои преимущества. Просыпаешься утром, открываешь глаза и первым взором встречаешься с образом. Спаси, Господь!
Назад к списку