ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Беседы о церковном благочестии

Прости нас

Людмила: «Я уверена, что за вопрос, который меня давно мучает и который я все-таки решила вам задать - вы меня осудите- , мол, что это за женщина, которая прожила 78 лет, а ставит под сомнение слова такой молитвы как «Отче наш». Но если ответите через газету, буду очень благодарна. Почему в молитве есть слова обращенные к Господу «… прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим…» Получается, что человек не просит Господа научить нас прощать грехи других, как делает Он, а вроде бы ставит себя в пример Господу (то есть, ТЫ прости нас, как и МЫ прощаем должникам нашим). И может ли человек выставлять себя таким уж всепрощенцем,. Простите, но именно так и получается. Я многим задавала этот вопрос, но никто ясно не мог на него ответить. Только удивлялись, как я могла в чем-то не соглашаться в такой молитве. Что мы не имеем права с чем-то не соглашаться»

Уважаемая Людмила! Очень приятно, что Вы с такой глубокой рассудительностью стараетесь  разобраться в молитве Господней.  Если бы смысл молитвы соответствовал Вашему  пониманию, то в тексте должно было быть: «… и прости нам грехи наши, потому, что мы прощаем должником нашим». «Потому что» - звучало бы как одностороннее объяснение сделки, как если бы человек ставил себя в пример для подражания самому Богу – «Мы прощаем всем и всегда – и Ты делай также». Понятно, что это не имеет никакого смысла. В молитве сказано по другому: «… как и мы прощаем…» Это уже совсем другой смысл, где человек не дерзкий «всепрощенец», а смиренный проситель, знающий свое место перед Богом. «Как и мы»  - этим нам дается понять, что прежде чем просить у Бога прощения грехов, мы сами должны простить всем своим обидчикам. Сам Господь объясняет это: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш  Небесный; а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6-14,15).  Блаженный Августин говорит по этому поводу: «Бог благоволил вступить с нами в договор. Он говорит тебе: прости, и Я прощу. Не простил ты – сам против себя идешь, а не Я». Спаси Вас Господь!

 

Святое имя

Наталия: «Встретила на днях старую знакомую,  слышала что у нее внук  родился,  поэтому сразу  поспешила поздравить с таким замечательным событием. Спросила, как назвали малыша, и вдруг вижу, она сразу как-то сникла вся:

–Тимуром, -  говорит, назвали.

-А что так? – удивилась я,- вроде бы имя не православное.

-Вот и ты туда же, - возмутилась подруга. – А что, прикажешь делать, если сын уперся и ни в какую? Говорит, что все  уже сам давно решил. Уговаривали его целых две недели, пока малыш находился в роддоме, убеждали другое выбрать - вон их сколько святках-то! И тети звонили просили, и прабабушки причитали не называть мальчонку басурманским именем, а сын и слушать никого не хочет - стоит на своем! А вчера принес свидетельство о рождении, где черным по белому написано – ТИМУР.

- Теперь уже успокоились ? Крестить- то скоро будете?

- Как и положено, на сороковой день, только не очень–то успокоились. Наверное, нужно время, чтобы привыкнуть. А малыш-то хорошенький!!!.. Светленький такой. Назвали бы Данилкой, ведь родился же в день, когда святого Даниила  почитали. Ну какой из него Тимур.

- Ладно, дорогая. Это ли самое большое горе на свете? Пусть растет малыш на радость маме- папе и всем бабушкам с прабабушками! Даст Бог, вырастит хорошим человеком. Дай  я тебе свою историю расскажу. Поженились молодые очень рано, невесте только восемнадцать лет исполнилось, а через год она уже стала молодой мамой. Радовались все вокруг, несмотря на то, что новоиспеченный папа выбрал для девочки модное имя – Карина. Его тоже не было в святках, поэтому новорожденной, которую  крестили в День жен-мироносиц, соответственно дали имя Мария, в честь святой Марии Магдалины. Так и росла малышка, мама и бабушка регулярно носили ее  к причастию в храм, а когда Карине исполнилось три года, первый раз она сама подошла к Святой Чаше. Как полагается, ручки сложила на груди. Батюшка увидел такую маленькую причастницу, наклонился к ней:

-Причащается раба Божия…

-Мария, - быстро выпалила малышка

-Мария – повторил батюшка и преподал  в маленький открытый ротик.  

 А дома - вот тут все и началось.

-Карина, - позвал малышку отец, когда все вернулись со службы. Тишина. «Ты, что, не слышишь? – подтолкнула ее бабушка -  Тебя папа зовет!».

-Я не Карина, - неожиданно сказала малышка, - Я – Мария.

-  Карина, -  голос отца стал намного строже, - Я кому говорю.

- Батюшка сказал, что я – Мария – расплакалась девочка и быстро выбежала из комнаты.

С тех пор  Карина стала Марией. Мама с бабушкой не нарадуются, что такое чудесное имя затронуло душу ребенка. Но бывает, порой, сами позовут ее по старой памяти: «Карина!» - а та не откликается, делает вид, что не слышит. Потом вдруг спохватятся: «Машенька, иди кушать» - и  бежит, бежит, хитрющая, со всех ног на кухню, пирожки  трескать. Правда, папа не признает другого имени, да и девочка, чтоб не сердить отца, смирилась -  для него она по-прежнему «Карина». Но это только для него!  А так, для всех, и для своей души маленькой  - Мария, Маруся, а еще Манечка, как зовет ее любимая бабушка».

     Уважаемая Наталия! Я очень рад, что Ваша знакомая стала бабушкой и на себе ощутила, как это - оставит человек отца и мать и прилепиться к жене своей. Начался новый период жизни и семейные отношения приобрели новые свойства. Когда дети еще не стали взрослыми, то родители несут ответственность за них, за их поступки, взгляды и убеждения. Они имеют над своими детьми Богом данную власть, основанную на любви и уважении,  -  имеют право указывать правильный путь в жизни, и обязаны ограждать от всякого зла мира сего. Когда ребенок маленький, то ему еще можно указать, как одеваться, куда идти и с кем дружить. Но когда любимое чадушко венцами украсилось, то здесь начинается граница новообразованного государства, под названием «мы теперь семья». Мудрые те бабушка или дедушка, у которых окажется достаточно благоразумия остановится  возле этой границы и не претендовать на звание президента новой державы. Так можно прекрасный, златоосенний период посвятить не спокойному осмыслению прожитых лет, не тихой безмятежной старости, а взваливанию на свои немощные плечи тяжести чужой ответственности.  Как вести хозяйство, воспитывать детей, находить средства к существованию, готовить, убирать в доме, и конечно, как называть своих детей – это пусть молодые сами решают. Выбирать имя новорожденному – законное право родителей. Не бабушка, не сестричка, не соседка, а папа с мамой.  Кто породил, тот и назвал. 

   По каким то своим, сугубо личным отцовским причинам, просветитель земли Русской, равноапостольный князь Владимир, назвал своих самых младших и самых любимых сыновей языческими именами. Почему, что побудило великого знатока православных канонов отступить от такой известной традиции? Этого мы не знаем, но знаем точно, что это никак не помешало князьям Борису и Глебу стать святыми страстотерпцами. Святые мученики первых веков христианства тоже все носили языческие имена и вряд ли об этом задумывались, когда с радостью шли за Христа на растерзание зверям, под меч или в костер. Святые Апостолы, согласно принятой тогда традиции, получили свои имена не в честь почитаемых праведников, и даже - ветхозаветных пророков, а в честь своих родственников.  А среди этих сродников много оказалось кричащих в толпе Пилату: «Распни, распни Его!» Но это не мешает нам почитать святых Апостолов и молиться к ним. Нет такого церковного правила, что верующему человеку можно отказать в Крещении, на основании того, что он хочет носить имя не состоящее в списках прославленных святых. Кто, и на основании чего, может достоверно утверждать, что на небесах, среди Божьих угодников, нет святого с именем Тимур? Или Анжелика, Артур, Карина, Арнольд и т.д. Если у нас по поводу редких имен возникает чувство неполноценности и христианской несостоятельности их обладателей, то это явный признак нашей малоцерковности и необразованности. Это значит, что мы совершенно не понимаем, что Церковь празднует в первое воскресение после Св. Троицы. Вернее сказать – кого прославляет.

   Однажды в храм пришел человек зрелых лет и просил Крещения. Он готовился, читал нужную литературу и отнесся со всей серйозностью к такому важному шагу. Только очень стеснялся своего имени. Смущенно объяснял батюшке, что его родители, члены компартии, по тогдашней моде назвали его в честь вождя мирового пролетариата  Владленом и очень хотел при Крещении получить другое имя. Батюшка выслушал, сожалеющее так покивал, но ничего не сказал. Начали чин Крещения. Первая молитва – о наречении имени. Крещаемый в недоумении слышит имя Владлен. Думает, что его не поняли, пытается объяснить – никакого внимания. Дальше идет помазание св. елеем, где тоже звучит его старое имя. Далее произносится святые слова Таинства: «Крещается раб Божий…», и еще несколько раз он слышит тоже имя. После священнодействия он чуть ли не со слезами подходит к священнику и пытается объяснить, что произошла ошибка, что нет такого имени Владлен. «Я это прекрасно знаю» - ответил настоятель и  открыл святки с мужскими именами на букву «В», -  «Действительно, такого имени здесь нет. Но посмотри, внизу есть пустое место. Тебе, дорогой прихожанин нашего храма, Господь дает возможность так прожить свою жизнь, чтобы написать на этом месте – Святой Владлен».   

На кого ровняться

Екатерина: «Своего ребенка, а ему уже восемь лет, мы с мужем назвали в честь его  отца – Сергеем. Конечно, у меня «в запасе» было другое имя, но супруг настоял, а я не стала этому противиться. Со временем стали замечать, что некоторые черты характера сына уж очень напоминают дедовские, только, к сожалению, более выражены – отрицательные. Я понимаю, что каждому ребенку при крещении еще дается одно имя - его  святого покровителя и все же:

1.Можно ли называть детей в честь своих покойных бабушек и дедушек (или здравствующих), тем самым как-то связывая их по жизни, ведь недаром же говорят в народе,  – «вылитый дед» или «вылитая бабушка»?

2. Как влияет имя на дальнейшую судьбу ребенка, ведь «как корабль назовешь, так он и поплывет»?

3. Есть традиция называть детей в честь собственных отца или матери, но опять же существует мнение, что за этим спрятаны все пороки и недостатки родителя, правда ли это?

 Как-то прочла, что имя самарянки, которую встретил на своем пути  Спаситель – Светлана, Фотина, то есть – несущая свет. Так и случилось в дальнейшем, что именно она стала проповедницей Истины Христовой. Выходит, что имя каким-то образом повлияло на всю ее судьбу?»

    Уважаемая Екатерина! Почему-то мы иногда так не хотим быть ответственными. Любим искать причину наших проблем везде, где только можно. Везде - только не в нас самих. В деле воспитания наших детей это очень видно. Проявится какая-то хорошая черта в нашего ребенка – мы спешим приписать себе заслугу: «мое воспитание, от меня это перешло».  Обнаружится какой-то плохой поступок или привычка, так это «он от Витьки из соседнего двора нахватался», или «дедовские гены заиграли». Если попытка перевоспитания окажется неудачной, так «это ты такой упертый, как твой папа». Конечно, фактор наследственности при воспитании никто не отрицает. Множество научных теорий существует по этому поводу. Но чтобы наследственность передавалась через имя – это теория, не имеющая  смысла. В языческих, оккультных религиозных учениях существует понятие, что имя может повлиять на судьбу и характер человека. Имена имели соответственную форму: «Меткий глаз», «Львиное сердце», «Молния», «Быстрый олень». Но мы же христиане, а не дремучие язычники - не верим во весь этоти суеверия. Не станем же мы утверждать, что если бы родители самарянки назвали ее не Фотиной (светлая), а, допустим, Маврой (темная), то она бы осталась равнодушной к словам Спасителя и не просветила свою душу покаянием? А если бы ее назвали Клавдией (хромоногая), то она бы со своей проповедью о Христе дальше окрестностей самарии так и не дошла бы?  Все зависит от воспитания, а не от имени. Христианская традиция – называть детей в честь святых. Это - мера воспитательная. Для нравственного развития человека очень важно иметь жизненный пример, образец для подражания: если со святым угодником имеем одинаковое имя, то и жизненными принципами можем стать похожими на него, чтобы угодить Богу. Мы – христиане, веруем в Господа и Его благой промысел о нас, и имеем волю выбирать между добром и злом, и отрицаем, что мы «запрограммированы» судьбой на все события в нашей жизни. Мы свободны - нет судьбы. Мы сами свободно делаем и строим свою жизнь, и никакие имена не могут отнять у нас этого дара – свободной воли. Мы сами и есть капитаны корабля нашей жизни. Как корабль не называй, - поплывет он туда, куда мы его направим. Дай Боже, чтобы - к тихой пристани Царствия Божьего.

Хлеб всему голова

Наталия: «Может ли женщина 52-х лет, воцерковленная, но невенчанная церковным браком, печь просфоры? Я несколько лет несу послушание просфорницы, но один человек мне сказал, что не положено невенчанной женщине печь просфоры. Из-за этого служба якобы идет неправильно. Я возразила ему, что просфоры замешаны на святой воде, а в алтаре освящены молитвой и Святым Духом! И, по-моему, неважно, испекла их венчанная женщина или нет. Я правильно понимаю?» 

Уважаемая Наталия! Я рад, что Вы имеете возможность помогать церкви, исполняя послушание просфорницы. Если Вас благословил священник заниматься выпечкой просфор, то и делайте это не смущаясь и не терзая себя недоуменьями - достойна я этого или нет - все мы перед Богом недостойные грешники. Почему-то так сложилось в современной практике церковной жизни, что выпечка просфор окутана множеством всяческих суеверий. То нельзя выпекать невенчанной, то незамужней, то с мужем спать нельзя, то нужно развестись и уйти в монастырь - чего только не услышишь о простом процессе приготовления пищевого продукта под названием хлеб. На многих церковных соборах ставился вопрос о самом веществе хлеба для Евхаристии, какой он должен быть - квасной или нет, кокой формы - круглый, из двух частей, с печатью креста на верху или без нее, сколько должно быть просфор - семь, пять или одна. Но ни разу и нигде не обговаривалась степень нравственного достоинства человека, который садил пшеницу, выращивал, собирал урожай, выпекал хлеб. Неизвестно до чего так можно дойти, если последовать логике указанного Вами лица, и пуститься в размышления, а был ли крещенным тракторист, который засевал пшеничное поле, а порядочный ли семьянин управлял комбайном во время жатвы, а не сектантка ли продавщица, у которой в магазине купили муку для просфор? Конечно же - это полный абсурд. Но когда дело доходит до выпечки, то простой пекарь превращается в некоего таинственного, мистического священнодеятеля, вернее -деятельницу: возникает некий ритуал - чтение особых молитв, использование специально освященных предметов, вливание святой воды. Просфорница якобы начинает некое священнодействие по освящению хлеба, которое потом продолжит и закончит священник в алтаре. Да не обидятся на меня уважаемые и любимые мною жены-просфорницы, добрые труженицы и помощницы каждого батюшки,- я очень понимаю и ценю ваш труд, (я сам 10 лет выпекал просфоры)  но я против неуместного возвышения, возвеличивания или просто обращения внимания на нравственные достоинства просфорниц. Главное не кто выпекает,  а как выпекает. Чистота, опрятность, аккуратность, ответственность, мастерство выпечки - вот главные достоинства хорошей просфорницы,  а не в венчанном браке она состоит или нет. Молитв каких-то особенных не нужно - помолиться как обычно, попросить у Господа благословения на выпечку - и за дело. Святую воду лить в тесто не надо. Это не грех, а скорей не порядок: Агнец, вынутый из просфоры,  освящается Святым Духом на Литургии, а если он был освящен святой водой, то получается, что освящается уже освященное. Явный непорядок, хотя в некоторыхстарых брошюрах с перечнями грехов приходилось встречать вопрос: «Не вливала ли святую воду в тесто, для выпечки просфор?” 

Вспомните евангельское повествование о первой Литургии в Сионской Горнице, где Сам Господь причащал святых Апостолов. Был праздник Пасхи. Ученики приготовили все для праздничной трапезы. Были куплены хлеб и вино, над которыми прозвучали спасительные слова: «Это ест Кровь Моя, …Это ест Тело Мое…»  Откуда апостолы взяли этот хлеб и вино? Наверно купили на рынке у торговца, который навряд ли был христианином или человеком высокой духовной жизни, но это нисколько не помешало совершится Литургии. Очень печально, что некоторые прихожане обращают внимание на  суеверия: «что не положено невенчанной женщине печь просфоры, и из-за этого служба идет неправильно.» Хлеб простой пресуществляет в Хлеб Небесный не бабушка просфорница, и не батюшка священник а Сам Господь.

Не приходилось ли вам задумываться, почему в нашем быту сложилось столь уважительное отношение к хлебу? Его нельзя ломать, выбрасывать, топтать, сметать крошки на пол. Хлеб всему голова - известно каждому культурному человеку. В советское время придумали объяснение: всему голова, потому что выращивание и приготовление хлеба - самый трудоемкий процесс. Но это не так. Многие сельскохозяйственные культуры - и подсолнух, и кукуруза, и целый ряд огородных культур, требуют не меньших усилий и труда, а то и больших – чего только стоит производство сахара! Но слава и почет достается только хлебу. Христианское объяснение этому намного возвышение и красивее: хлеб достоин уважения потому, что каждый его кусок может пресуществиться в Тело Господне. Первые христиане приносили на литургию хлеб и вино, и выбирали один, из которого вырезался Агнец, а из остальных вынимались частицы за живых и усопших. То же самое происходит и в наши дни на Литургии в каждом православном храме.

Ставрос сто стифос  

Валентин: «Откуда произошло понятие крещения? Если от смертной казни Христа на кресте, то ведь когда Иоанн Предтеча крестил людей на Иордане, Христос еще не был распят. Объясните, пожалуйста.»

Крещение Иоанново не было таинством в нашем церковном понимании, как рождения для жизни вечной, а было прообразом будущего Крещения, совершаемого в Новом Завете. Оно было символом покаяния человека: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.» (Мр1.4-5) Призывая людей исповедать свои грехи, Иоанн пророчествовал о грядущем Мессии – Иисусе Христе: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11) Скорее всего, что отождествление понятий крест и крещение происходит от свойства русского языка выражать разные понятия похожими словами. В греческом языке эти понятия имеют разные обозначения. Крест переводится как «ставрос», а креститься, осенять себя крестным знамением – «то симио ту ставру»; нательный крестик звучит как «ставрос сто стифос». Крещение Иоанна Предтечи на Иордане по своему происхождению имело связь с омовениями, широко принятыми в Ветхом Завете. По-гречески Крещение, как таинство, произносится как «вафтиси», что обозначает «погружать, омывать». Отсюда происходит понятие «баптистерий» - особое здание, предназначенное для совершения в нем таинства Крещения. Как видно из раскопок древнехристианских храмов, в центре баптистерия, имевшего обычно круглую или восьмиугольную форму, располагался бассейн с тремя ступенями. Кроме того, баптистерий имел небольшой алтарь, посвященный Иоанну Крестителю, где немедленно причащались принявшие святое крещение.

Достаточно одного восприемника

Надежда: «В 1970 году я родила дочку и через время мы повезли ее в церковь, где ее окрестил батюшка. Крестным отцом взяли брата мужа, а крестной мамой  - соседку. Я ее плохо знала, так как после учебы мы только переехали в поселок и не успели хорошо сблизиться с людьми. Через двадцать лет крестная мамам неожиданно сообщила мне, что она не крещеная. Я была ошарашена, ведь в церкви батюшка спросил у нее: «Вы крещеная?», и она ответила: «Да». Как нам быть в таком случае? Считается, ли такое крещение правильным?»

Уважаемая надежда!  Крещение Вашей дочери считается действительным, не смотря на то, что крестная оказалась не крещенной – для совершения Таинства было достаточно и одного восприемника. То, что крестная так отнеслась к своим обязанностям восприемницы, и даже утаила свою не принадлежность к церкви – пусть решает сама со своей совестью. Крещение маленьких детей совершается по вере взрослых сознательных христиан, которые поручаются перед Богом научить и воспитать младенца в православной вере. Очень мало для крестных быть просто крещеными людьми. Нужно еще молиться за своих крестников, объяснять им основы веры, приобщать к церковной жизни, быть для них добрыми помощниками в христианском воспитании. Спаси Вас Господь!    

Добрый защитник

Людмила: «Я считаю себя православной, делающей попытки к воцерковлению. Моя родная сестра под воздействием свекрови - сектантки, которая верит в живого Бога, меня спросила: «Почему мы поклоняемся Кресту, если это орудие для казни, зачем креститься, изображая на себе крестное знамение?» Я не знаю, что ответить. Ее муж некрещеный, решил покреститься, подошел к священнику, он посоветовал ему читать Святое Писание, потом исповедаться. Но муж сестры, прочитав, сказал, что вопросов возникло очень много и пока решил не креститься. Что ему можно посоветовать?»

 Уважаемая Людмила! Вашему дорогому сроднику, ищущему путь к вере, не стоит останавливаться на прочитанном, а подойти к священнику - разобраться во всех вопросах, подготовиться к исповеди, походить в церковь на службы, чтобы осознано, с верой и покаянием, принять Крещение, которое наполнит счастьем всю его будущую жизнь. Для того чтобы понять, почему мы, православные, так почитаем Крест Господень, предлагаю представить такую аналогию. Нас ужасно обидел какой–то злой и коварный человек. Не терпя обиду, мы идем к доброму и справедливому правителю, сильному и могущественному, с жалобой на обидчика. Наш добрый защитник, возмущенный такой вопиющей несправедливостью, берет тяжелую палку, находит нашего обидчика и бьет его в наказание. Бьет сильно и поделом – как тот и заслуживает. Воздав обидчику должное, господин возвращается к себе. Нам же оставляет ту самую палку, которой наказал обидчика, веля в случае, если злой человек вернется, бесстрашно побить его. Будет достаточно даже грозно показать ему орудие недавнего наказания, чтобы обратить его в бегство - напомнить, что если он вдруг еще осмелится сделать дурное, то добрый правитель вернется и накажет его. Коварный мучитель, терзающий род человеческий – диавол. Добрый правитель – Сам Господь, спасающий людей. Тяжелое орудие наказания – Крест, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи людские и победил силу вражью. Когда мы носим на себе крестик, или осеняем себя крестным знамением, то каждый раз лукавый получает этой «палкой» и убегает далеко, не смея причинить никакого вреда. Слава Господи, Кресту Твоему Честному!

Cхитрить можно?

Ксения: «Один раз в  две-три недели мы с мужем ездим в село. Приезжаем в пятницу, уезжаем в воскресенье вечером. Так, как в мае были затяжные дожди, сено у людей почти погнило. И вот на выходные выглянуло солнце. Все бросились бежать на поля, и в воскресный день значительная часть села возила, носила сено в шалаш. Моего мужа задействовали с утра на работу. Мне удалось сбежать пораньше в Храм, так что все очень устали, кроме меня. Свекровь знает мое отношение к посильным трудам в воскресенье, и чтобы оправдать себя звонила мне на неделе со словами: «Ну, все-таки, как хорошо, что мы сено убрали, ведь опять грозы начались; а у меня душа спокойна, а то бы пропало…» Хотелось бы просто для себя разобраться. Все-таки, что можно делать в воскресный день, а чего нельзя? И как относятся эти правила к сельским жителям? Ведь известно, что огород – это их единственное пропитание. Можно, например, до обеда быть в храме, а с обеда приступить к срочным хозяйственным делам? Вот я и сама, бывает, побуду на службе, потом дома почитаю, а бывает, вышиваю.  Может и не права, но хочется  чем-то заняться, а не проводить время в праздности».

Уважаемая Ксения! Согласно Заповеди Божией, каждый благочестивый христианин шесть дней в неделю делает дела свои – хозяйственные, деловые, предпринимательские, - любые, касающиеся его лично и его личного достатка. На это нам всем Божия помощь и благословение. Седьмой день – Господу Богу нашему посвящаем. Для этого мы ходим в храм по воскресеньям и праздникам, молимся, исповедуемся и причащаемся. Но это только 2-3 часа в сутки – а чем остальное время заполнить? Неужели будет правильно заниматься только «святым ничегонеделанием»? Можно и нужно в день воскресный усердно трудиться – шить, вязать, копать, косить сено, убирать огород и любую другую работу, но только не для себя, а для пользы ближнего своего. В православной традиции это так и называется – святой труд. Однажды у сельского батюшки прихожане спросили: - «Выходит, что так и схитрить можно – я на Пасху посажу картошку моему соседу, а он  - мой огород посадит,  так и греха никому не будет?» «Нет, - ответил батюшка, - это будет уже не хитрость, а Царство Божие на земле!» 

Сядь ближе!

Вадим: «Почему мы в христианстве обращаемся друг к другу - рабы Божии. Раб, раба Божия звучит как-то очень странно, ведь если Иисус Христос так всех любил, то разве он обращался к нам: рабы Божии. Он желал нам рабства? Слабо в это верится, потому что если бы Иисус обращался к своим ученикам «раб мой», то вряд ли кто-нибудь бы за ним пошел. Может все же Иисус говорил людям: «Друг мой, сын мой, брат мой». В это я скорее поверю. Я не хочу быть рабом, а хочу быть человеком! Объясните мне, что вы знаете по этому поводу».

Уважаемый Вадим! Среди православных христиан обычай называть себя «раб Божий» основывается на Священном Писании. Пресвятая Дева, отвечая Архангелу Гавриилу на его приветствие и благовестие, смиренно говорит: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему» Если Она, Пречистая Мать Спасителя, не имеющая грехов, называет себя рабою, то нам грешным как остается себя величать? Заметьте, Вадим, в церковной среде никто не называет другого рабом и не скажет: раб Божий Николай, а скажет – брат Николай. Раб Божий - это нравственная самооценка, духовное самоопределение. Так мы можем подписать письмо, но называть другого не можем.  Человек сам, лично себя, называет рабом Божьим, чтобы подчеркнуть, выразить свою верность Богу, направленность своей воли служить Ему одному и выполнять только Его волю. Это опирается на трезвенном понимании, кто я есть на самом деле. Вы правы, что Господь никого из своих последователей не называл рабом, а «дети Божьи, сыны Божьи». Это наименование мы принимаем только от Него и не можем сами претендовать на то, чтобы так себя нарекать. Право так называть себя оставляем Ему. Я не могу горделиво судить, насколько я чадо Божье. Друг страстей и раб грехов – это у меня сколько угодно. Стал ли я другом Христу – не знаю. Ему видней. Усыновлять может только Бог. Это надо заслужить и этого нужно сподобиться. Лучше сесть на последнее место среди приглашенных на праздник, чтобы услышать от Господина торжества – «Дорогой друг, сядь ближе». Так смиренней и честнее.

Кто виноват?

Геннадий: «Ответьте, пожалуйста, существует ли богоизбранность людей? Когда смотришь на жизнь тех, кто в впоследствии стал святым, то видно уже с раннего детства какие-то особенности, любовь к службам и т.д. Вспомнить, например, Сергия Радонежского. Серафима Саровского.  Господь, наверное, посылает нам таких людей для примера. Вот только не совсем понятно - почему Господь часто забирает именно лучших людей, ведь глядя на них, многие бы приходили к вере?»

Уважаемый Геннадий! Каждый человек рождается со свободной волей и способностью выбирать между добром и злом. Все угодники Божьи стали святыми не потому, что их Господь избрал на это служения, или как-то выбрал среди других людей. Это значило бы, что Он их сделал хорошими, «запрограммировал» на добрые дела и забрал по окончании жизни в Свое Царство. А как же с другими людьми, не очень хорошими или отъявленными негодяями? Получается, что Господь якобы виноват, что они такие плохие, и что Он не заложил в их души любовь к службам и чтению Слова Божьего. Ирод, Гитлер, Ленин, Сталин и иже с ними могли бы, если только сами захотели этого, стать праведными людьми, озарить мир добрыми делами, стать святыми. Но выбрали другой путь. Бессмертие, свободная воля, разум, чувства – это образ Божий заложенный в нас. Это как зерно, которое наделено свойствами всего растения, но только в зачаточном, начальном состоянии. Оно должно еще вырасти, сформироваться, стать подобным своему родственному виду. Образ Божий нам дан при рождении. Подобие – задано, как направление, вектор, как цель и смысл жизни. Уподобиться и стать похожим на Него – это труд, деятельность, стремление, которое начинается здесь и не имеет конца. Как другим получилось начать свой «старт» в Блаженную Вечность мы можем почерпнуть из Житий Святых. Очень полезно нам почаще их перечитывать.  

Особое почтение

Татьяна: «Мою дочь зовут Марией. Скажите, можем ли мы отмечать ее День Ангела 21 сентября в день рождения Пресвятой Богородицы?»

Уважаемая Татьяна!  Согласно благочестивой традиции православной церкви, каждому христианину при крещении дается имя в честь какого-то святого, который и будет считаться небесным покровителем этого человека. По причине особого почитания и уважения к Пречистой Богородице и Ее имени,  никого в честь Ее не называют. По той же причине никого не называют именем Иисус. Если девочке дается имя Мария, - то в честь святых, например,  Марии Магдалины или Марии Египетской. День почитания их памяти по церковному календарю, ближайший ко дню рождения вашей дочки и будет Днем ее Ангела. 

Из древнего источника...

Светлана: «На чем основывается праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Введение во храм, ведь в Священном Писании о нем нет ни слова».

Как и большинство праздников Пресвятой Богородицы, праздник Ее Рождества основан на Св. Предании, а не на Св. Писании, где ничего не упоминается о Ее Рождестве. Св. Предание – это один из источников, из которого мы почерпаем важные для нашей духовной жизни истины. Св. Предание старше, древней Св. Писания. Сразу, в первые годы существования Церкви, христианское учение передавалось апостолами устно. Переходя из города в город, из страны в страну ученики Господа рассказывали верующим, что они видели, что слышали от Господа Иисуса, т.е. передавали друг другу учение о спасении. Апостол Павел давал такие наставления своему ученику Св. Тимофею: «Что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим.2,2).

Почитание праздника Рождества Пресвятой Богородицы имеет источник из одного древнего документа, известного среди христиан еще в первом веке. Имя автора не сохранилось. Называется он «История Иакова о рождении Марии». Здесь повествуются события, связанные с Ее Рождеством, Введением во храм и Ее воспитанием; жизни Богородицы в доме у Св. Иосифа Обручника, Благовещение Архангела Гавриила, Рождество Господне, избиение Вифлеемских младенцев. Этот текст, в котором зафиксировано церковное Предание, принимается Церковью и используется в иконографии и богослужении.

Самая близкая

Юлиана: «Когда меня крестили, то нарекли Юлианой. В православном календаре я нашла имя Иулиана под разными датами. Хотелось бы знать, это одно и тоже имя? Если так, то когда мне праздновать день Ангела, и какую святую Иулиану считать небесной покровительницей?»

Существует множество святых, которые жили и подвизались в разное время и в разных местах, и были названы одинаковыми именами. Это касается и упомянутыми Вами, Юлиана, ряда святых. Так 3 января (по новому стилю) почитается память Св. муч. Иулиании, пострадавшей за Христа в 304г. в Никодимии. 15 июня – память обретения мощей св. благов. княгини Иулиании Вяземской, которая прославилась высоким супружеским целомудрием, приняв мученическую смерть в 1406г. не желая нарушить верность своему супругу. 5 июля – память св. муч. Иулиании, которая пострадала за Христа вместе со своим сыном Сатурнином. 17 декабря – память муч. Иулиании, которая была замучена за Христа вместе с великомученицей Варварой в 306г. Чтобы  определить, когда праздновать день Ангела и кого из святых почитать своей небесной покровительницей, можно выбрать святую, день памяти которой приходится по календарю ближе к дню Вашего рождения. Можно и по другому. Перечитайте жития всех угодниц божьих Иулианий и почувствуйте, которая из них оказалась самая близкая Вашему сердцу, оказалась более по душе, которой хочется подражать и хочется следовать ее примеру.  Эта будет самая близкая Ваша небесная покровительница.

Кто сегодя именинник?

Сергий: «Объясните, пожалуйста, когда говорят «день Ангела», то  это имеется ввиду день ангела-хранителя?»

Каждый христианин при крещении получает от Господа своего ангела-хранителя, который помогает человеку в его жизни, хранит его душу и тело от всякого зла, направляет его жизненный путь ко спасению. У этого святого ангела нет ни имени, ни дня почитания его памяти. Когда говорят «день ангела», то подразумевается не день ангела-хранителя, а день памяти святого, имя которого носит человек. Этого святого образно, не буквально, называют своим «ангелом» по причине того, что он всю свою жизнь исполнял волю божью, жил свято любя Господа и своих ближних, побеждал в себе плотские страсти и грехи, тем самым, подражая чистоте и святости бесплотных ангелов.

По плодам...

Родион: «Ваше отношение к лекциям профессора МДАиС Осипова А.И.? Судя по высказываниям на проповедях некоторых священников, его считают гордецом и зазнайкой, мало того с их же слов к нему негативно относятся и другие. Чем же так плох для Церкви человек, пропагандирующий истинные христианские ценности?»

Уважаемый Родион! Благодарен Вам, что имею повод, отвечая на Ваш вопрос, выразить свое глубокое уважение и искрению любовь к моему заочному преподавателю Алексею Ильичу Осипову. Не только мне, но и многим людям, он известен как добрый труженик Нивы Христовой. У него есть редкий талант разъяснять истины христианства простым, понятным языком. В жизни он очень скромный, тихий, добрый человек. Я всегда пытаюсь трезво относиться к оценкам личных качеств и богословских суждений многих современных авторов, понимая, что все мы, по немощи нашей, способны ошибаться. Но если говорят, что кто-то гордец, зазнайка или еретик, то извольте аргументировать и доказывать свои утверждения. Иначе это выглядит просто как зависть к его популярности.

 Однажды мне приходилось общаться с известным в своем круге преподавателем некоей семинарии, который испытывал просто патологическую неприязнь к личности протодиакона Андрея Кураева (которого, я, кстати, очень люблю и уважаю как богослова и как человека и всем рекомендую ознакомиться с его трудами). Так этот преподаватель изымал из церковных лавок книги о. Андрея, вырывал страницы из журналов, занимался публичной критикой его работ. При этом ставил целью доказать, не стесняясь в выражениях, что он родоначальник целого ряда ересей. Я с большим интересом вникал в эту критику и следил за всеми логическими узорами рассуждений знакомого преподавателя. Все его доказательства сводились к совершенно неожиданному концу. Вначале он излагал, что о.Андрей в вопросе о, например, первородном грехе (экуменизме, крещении, Евхаристии, инн и т.п.) излагает откровеннейшую ересь, осужденную такими -то постановлениями вселенских соборов. У читателя холодело сердце от такого натиска аргументов и формировалось возмущение, как мог такой ересиарх затесаться в православное богословие. Потом, через лабиринт своих рассуждений, изобилующих цитатами из Святых Отцов, он приходит к выводу, прямо подтверждающему правоту рассуждений о.Андрея, которые вначале позиционировались как ложные. Простой читатель ничего там не понимал, но оставлял в душу общее впечатление, что «с Кураевым что-то не так». Так формируется предубежденность. Никуда еще не делась Моська, лающая на Слона. Силен еще в нас стереотип поведения, что если я буду ругать умного, то от этого сам покажусь умнее. Безосновательно и бездоказательно обливать грязью толковых проповедников - миссионеров, которых так мало в наше время – дело опаснейшее для церковного мира и чуждо богословской объективности. Это какой-то синдром Герострата!

Воцерковление

Нина: «Существует ли молитва или правило, относительно того, как поминать умершего некрещеного младенца? Слышал, что церковной молитвой нельзя, а только домашней, то какой»?

Уважаемая Нина! Нет никаких определенных молитв или правил относительно того, как поминать умершего некрещеного младенца. Вы правильно слышали, что в Церкви за них не молятся, не подают записки и не зажигают свечи. Даже если когда-то услышите, что некий «старец» якобы крестит не рожденных детей или дает какие-то тайные молитвы раздает – не верьте. Это шарлатанство и ничего общего с церковным учением не имеет. Но ничто не может возбранить нам проявить свое молитвенное творчество. В таких случаях можно молиться дома, своими словами обращаться к Богу. Какими? Это - как любящее сердце подскажет.

Георгий: «Недавно узнал от знакомой, что если женщина после родов не была введена в церковь, то это надо срочно сделать. Является ли это большим грехом? И как быть нам, детям мне уже 33 года, а сестре -26 ? Мать говорит, что она должна ввестись? Вроде бы в этом чине даже прощаються все грехи детей до введения. Мать наша ходит в церковь, периодически причащается. Можно ли это ей делать? Разъясните, пожалуйста, как быть»?

Для женщины, которая родила ребенка, совершается чинопоследование молитв, находящихся в Требнике, которые называются «Молитвы жене родильнице, по четыредясети днех». Это делается по примеру Богоматери, Которая в 40-вый день по рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу. Здесь священник возносит молитву сразу о матери, чтобы Господь её благословил на будущее время ходить в храм и причащаться. Потом – о младенце, чтобы Господь дал помощь Свою возрастить его, наставить на все доброе и укрепить Своим благословением. Далее совершается священником само воцерковление. Заметьте – не мамы, а ребенка. При этом ранее крещеный младенец, мальчик, вносится в Алтарь храма. Девочка – только на солею перед Царскими вратами. Священник при этом произносит молитву: «Воцерковляется раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне присно и во веки веков. Аминь» Этим явно выражается, что новый член церкви вступил, через совершенное ранее Крещение, в общение верных христиан. С термином «воцерковление» связано множество заблуждений, путаниц. Например, есть такое понятие, как церковный, воцерковленный человек. Это относится к тому, кто ходит в храм, знает вешние привила и обычаи поведения в церкви – умеет ставить свечки, правильно целовать иконы, брать у батюшки благословение, знает как подать записку. Еще периодически он приступает к Таинствам. Это, подчеркиваю, внешние признаки воцерковленного человека. Но как он живет вне храма, как в жизни исполняет Евангельский закон – разговор особый. Несколько раз мне приходилось читать в современной церковной литературе такие размышления: «Потому у нас сейчас так все плохо – люди в церковь не ходят, Богу не молятся, - что над ними не было совершено воцерковление. Вот если батюшки воцерковят народ, проведет этот обряд, то в храм все пойдут» Такое примитивное рассуждение – плод невежества и признак отсутствия духовного образования. Соединяемся с Церковью мы только через благодатное освящение в Таинстве Крещения. Чтобы стать полноценным членом Церкви – иметь возможность молиться с верными и участвовать в Таинствах – этого достаточно. Нет никаких обрядов, которые замещают или дополнят Крещение. Если по каким-то причинам не было совершено воцерковление в 40-вый день, по незнанию в том числе, то нет повода считать себя неполноценным христианином, и терзать себя сомнениями, что «надо мной что-то не дочитали, и от этого я какой-то недовоцерколенный». В этом чине нет даже и намека, на то, что прощаются все грехи детей до «введения». Это – суеверие. Нет необходимости, по прошествии многих лет, «вводится» ни маме, ни ее детям. Можно спокойно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Для очищения души от греха есть Таинство Покаяния. Жизнь вместе с полнотой Церковною, с постоянной борьбой против своих страстей, в постоянном общении с Богом через молитву и Таинства, через исполнение заповедей Христовых – это и есть наш главный жизненный процесс, который можно назвать «воцерковлением».

Как употреблять просфоры

Александр: «Ответьте, пожалуйста, можно ли кушать просфоры с вынутой частицей на бескровную не утром, натощак, а в течение дня - после обеда, ужина и т.д. Я как-то съел просфору с молитвой днем, а мне сделали замечание и сказали, что я совершил грех и теперь мне надо исповедаться - просфора, ведь, была в алтаре. Ответьте, пожалуйста, есть ли в этом мой грех»?

Можно, уважаемый Александр. Только нужно понимать, что освященная на Литургии просфора, есть святыня. Хоть это и простой хлеб, который сохраняет все питательные свойства, но мы ценим ее не за это. Соприкоснувшись вынутой частичкой с Таинством Евхаристии, просфора получает свойства благодатно воздействовать на нашу душу и тело. Освящать, исцелять, укреплять нас. Это церковное лекарство для души и тела. Никакая святыня не приближается так близко к Святым Дарам, как просфора. В этом ее уникальность, в этом ее святость, в этом ее сила. Вкушать просфору, как и пить святую воду, можно не только утром натощак и после молитвы, но когда есть духовная необходимость. Заболел, плохо себя чувствуешь, подскочило давление, заболела голова – помолись Богу, съешь частичку просфоры, запей святой водой, а потом и таблетку принять можно. Плохо на душе, уныние, гнев, страх, лень, ссора, сон плохой приснился – просфорка, святая вода и молитва – первые помощники. Это скорая духовная помощь. Не забывать нам о ней, а почаще пользоваться.

 


Назад к списку