В минуту скорбную сию
Успение – самая загадочная страница нашего бытия. Что там, за той таинственной чертой - за последним вздохом, за последним ударом сердца? Воочию узнать все, что будет с нами ТАМ, нам не удастся сейчас, пока мы живы, - но это откроется перед каждым из нас, хотим мы того или нет. Это станет нашим новым периодом вечности. Его называют, на мой взгляд, очень неудачным термином: «загробная жизнь». Жизнь и гроб – понятия в корне не совместимые, противоречащие и враждующие между собою.
Мы не любим тайн. Все таинственное нас пугает и настораживает. Тайну или отбрасывают – или в нее стараются проникнуть. Смерть – неизбежность каждого, и если мимо нее не пройти, то лучше узнать о ней все сейчас, чтобы быть готовым к ее встрече. Но как узнать, то, что не доступно нашему опытному познанию? Остается только верить тем источникам, которым мы доверяем. Их не так и много: только два. Первый – то, что нам предлагает человеческая фантазия и воображение. Но, как известно: сколько людей – столько и мнений. Мы поверим только в то, что сами считаем правдоподобным и не страшным - в то, что нам понравится. Второй источник – это Божественное откровение. Мы никогда бы не узнали Истинное учение о Боге, о смысле жизни человеческой, о жизни будущего века, если бы Господь не изволил нам открыть это. Не может человеколюбивый Господь, открывший Себя людям через Свое Боговоплощение, оставить в полном неведении нашу загробную участь. Церковь хранит все то, что открыто людям Самим Богом, все что нужно для нашего спасения. Каждая церковная молитва, каждый обряд, каждый священный предмет, каждое кадильное облачко благоуханного ладана – все несет в себе глас Божий. Внешняя, видимая сторона церковной жизни соткана из символов. Через символику обрядов нам дается возможность познакомиться с иным, духовным миром, и указывается путь, как в этом прекрасном мире найти свое место. Через символы церковных обрядов Господь нас учит пути спасению. Самая насыщенная и многозначительная символика лежит в основе православного обряда погребения.
В предметах, которые сопровождают погребение, заложен глубинный богословский смысл. Деревянный гроб, со скошенными боками, украшенный и оббитый тканью, очень напоминает лодку, или корабль. Это символ Церкви – Господнего корабля, переправляющего христианскую душу через бушующее житейское море в тихую пристань Небесного Царства. Внутреннее убранство гроба напоминает постель для мирного сна, показывая тем самым, что перед нами не смерть лютая, а тихое успение, - сон, сковавший тело человека. «Раз есть сон – будет и пробуждение» - как бы вещает одр усопшего, возвещая нам будущее воскресение мертвых. Вера в воскресшего Господа, пронесенная человеком через всю жизнь выражается во вложенном в руки кресте. Руки творили дела Божьи, - теперь держат самое дорогое: крест Господень – символ нашего спасения, победы жизни над смертью. Здесь же вложенная в руки разрешительная молитва, в которой священник ходатайствует перед Богом о раскаянных грехах покойного. На главе – венец, бумажная полоска, с изображением Господа, Богородицы и Иоанна Крестителя – символ награды от Господа за праведную христианскую жизнь. Покрывало, с начертанными на нем словами молитвы вещает о том, что душа праведника теперь находится под молитвенным покровом церкви. На кладбище над гробом ставится Крест – символ воскресения и жизни будущего века. Само кладбище – место особое. Место, где положено сокровище бесценное, клад – тела усопших.
Вся символика погребения «дышит» надеждой на будущее воскресение, учит праведной жизни, призывает к покаянию. Она пронизана тихой сокровенной радостью новой блаженной жизни, говоря: «Смерти нет. Есть успение. Будет и воскресение» Здесь нет и намека на скорбь, отчаяние и безысходность, вечную разлуку. Самое примечательное, что все эти предметы, исполненные символического смысла, для покойного совершенно не нужны. Они нужны для живых, пришедших проститься с усопшим. Это немая проповедь о суетности жизни и важности веры в Бога. Когда в
Взирая на бездыханное тело, видим итог нашей суетной жизни. Это призывает научиться тому, что жить нужно, не привязываясь душой ни к чему земному. Нельзя прожить так, чтобы не встретить смерть, - но можно прожить так, чтобы не встретить ад.
Каждому священнику приходилось много раз совершать отпевание. Похороны – событие особенное, призывающие человека выразить свою веру: «в Кого» или «во что» он верит. Здесь как бы проходит линия среза нашей жизни, где видно как мы живем и как умираем. Здесь встречаются два непримиримых врага: вера и суеверие. Поле брани – душа человеческая. Чтобы понимать и воспринимать православные символы погребения нужно понять и воспринять само христианство. Без веры в Бога погребальные святыни теряют свой духовный смысл и превращаются в какие-то магические атрибуты, внушающие не благоговение, а суеверный страх. Церковной свечке достается больше всего. Ее превращают какой-то светильник, которым нужно посветить дорогу умершему, чтобы там не заблудился. А эти постоянные споры: сколько должно быть свечек: 7 или 9 или 12, парное число или не парное; можно держать своим или чужим, с платочком или нет. А какой трепет перед оставшимися огарками! Они все будут пересчитаны и уложены под покрывало, а если не досчитаются – то беда. Утаивший несчастный огарок будет объявлен колдуном или ворожкой, наводящей «порчу». Вот так можно превратить величественный христианский символ – свечу – выражающую нашу светлую, горячую молитву к Богу за душу усопшего, в такую кощунственную страшилку! По своей доброте душевной родственникам хочется как-то помочь покойному, а как правильно это сделать не знают. Из этого получаются настоящие курьезные недоразумения. Например, передают посылку «на тот свет». В гроб усопшего кладут сверточек. Пусть там передаст кому надо. Однажды приехали ко мне несчастные родители поделиться горем, что им сниться их умерший сын, и они хотели бы как-то помочь ему. При этом дали мне пакет с одеждой, обувью, чтобы я на ближайших похоронах положил эту передачу в гроб любому покойнику. Объяснили, что они могли бы и сами это сделать, но с батюшкиных рук как-то надежнее, дойдет точно по назначению. Мне стоило немалого труда объяснить, что вещи нужно раздать нуждающимся, а не подкладывать в гроб. Это будет милостыня за душу их сына. Много раз наблюдал, как рядом с телом покойного кладут привычные предметы его жизни: сигареты, зажигалку, бутылку водки. Кощунство языческое – больше никак это не назвать. Хотя, по крайней мере, очень честно: с чем жил – с тем и умер. Земля кладбищенская стала источником всяких ужасов. Следят, чтобы она никуда не засыпалась, не попала. А что говорить про воду, которой омывают тело покойного или про «путы» на руках и ногах, которые если не развязать, то он никуда ходить не сможет; или про «проходничку», которую если не положили покойному, то его в рай не пропустят. И таких суеверий – несть числа. Перечислять их можно очень долго, но только верить им – нельзя. Все они основаны на страхе, принося только вред и мертвым и живым. Происходят они не от нашего якобы злостного противления христианским обычаям. Скорее от недостатка духовного образования. Многие придерживаются этих суеверий, ошибочно считая их православными. Суеверные обычаи необходимо всячески искоренять из своей души, из жизни, чтобы не произошла подмена, и место христианских традиций не заняло языческое пустоверие.
Не спешите исполнять советы первой попавшейся старушки, спросите лучше священника, как и что сделать. В который раз убеждаемся насколько жизнь со Христом, согласно Его заповедей, легче, чище, возвышенней, чем жизнь без Бога и без веры в Него. Где Господь – там свобода и радость, а где нет Его – там страх и суеверия. Эта проблема касается нас, живых людей. Что выбрать – решать нам.
Назад к списку