ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Храм-мученик


Есть в православии древняя благочестивая традиция - зажигать в храмах неугасимую лампаду. Она выражает горение души к Богу и непрерывную связь времен. История приходской жизни с.Ордо-Васильевка чем то напоминает неугасимую лампаду. Сведения собирались прихожанами по крупицам из воспоминаний жителей нашего села. К сожалению, очень много утеряно. Имена стерлись или перепутались в памяти людской, и очевидцев тех событий все меньше. Но даже при таком поверхностном прикосновении к былой жизни наших односельчан невозможно не заметить той красоты души, того величия духа православного, которым была богата Русь прежних веков. Можно только удивляться, что в истории одного маленького села, как в капле воды, отобразилась жизнь и история целой эпохи. 

храм в ордо-васильевкеВ церковной жизни Ордо-Васильевки было все: от торжества и величия до унижения и гонений. Наше село конца 19-ого века славилось на всю Екатеринославскую губернию своим величественным и красивым храмом в честь св. Василия. Сохранилась его фотография. Византийского стиля, построенный в форме креста. Как для сельского храма он имел большие размеры: 35м длинной, 22м шириной и высотой по верхней точке 25м. Высокая колокольня увенчивалась золотым куполом, и над ним - крестом. Храм имел один большой шатрообразный купол диаметром 10 м с полукруглым сводом и большим золотым крестом. Стены из красного кирпича фигурной кладки. Фасады отделаны белым мрамором. Иконостас был сделан уникальным и очень дорогим способом каменного литья. Литые белокаменные элементы иконостаса разукрашены узорами из цветной эмали и мозаики, - эти истерзанные обломки недавно нашли на месте бывшей свалки, в ста метрах от храма. Все стены украшены росписью, пол выложен цветной плиткой. Здание храма стояло на возвышенности, не далеко от реки Саксагани. О колокольном звоне, великолепии внутреннего убранства, торжественных крестных ходах, мастерском пении церковного хора, о дивных службах церковных до сих пор хранятся светлые воспоминания. И больно и трудно писать о всем этом в прошедшем времени: был построен, был украшен.... был взорван.

Основал и построил храм в Ордо-Васильевке знатный помещик Девладов (жаль, имя его не сохранилось в памяти). В поместье входили близлежащие села. В с. Марье-Дмитровка стоял большой дом, почти дворец. В с. Девладово была его вотчина, потому и носит село его имя. Мало о Девладове сохранилось сведений, но все же хочется о нем вспомнить особо. О таких обычно говорят: благотворитель, меценат и т.п., а можно сказать проще: христианской души человек. Говорят, личная жизнь его как-то не сложилась, детей не было, жил один. Зато о других детях заботился щедро: построил земскую школу (здание, где теперь амбулатория), а при ней фонд помощи малоимущим и сиротам. При заботливом барине почти все крестьяне и их дети знали грамоту. Поместье было прибыльное, денег много имел, но не копил их тайном месте а в дело пускал: развивал сельское хозяйство, людям помогал, а главное - о душе заботился. В Бога очень веровал. Широкой души барин был, настоящая русская натура. Храм он строил сам, на свои средства, не скупился и не жалел ничего на украшение дома Господня. Жизнь его была противоречивой и в большинстве нам не ведомой. Остались только некоторые фрагменты и общее впечатление: добрейший человек был. Много болел. Долго не вставая с постели, не имел возможности ходить в храм. Песнопения церковные очень любил. Придут, бывало, работницы, возле дома займутся делами, а сами церковное умиленно напевают. День летний, ясный, форточки хозяйского дома открыты, все слышно. Умолкнут, задумаются. А больной барин тихонько с постели в окошко да и постучит, - просит, чтоб еще церковным пением утешили. Людей всегда жалел, миловал. Помнят такой случай. Двое мужиков ночью из амбара решили мешками зерна себе унести, а тут барин им навстречу. Ругать не стал, а только сказал строго: «наказать бы вас, - да жалко, дома дети голодные. Знаю, - им несете». Так и отпустил... Когда умер Девладов (а это было где-то в начале 20-ого века), то всем запомнилось какое-то волнение, как бы предчувствие, что не будет больше такого хозяина, души доброй и беспокойной за люд простой; как будто что-то уходит, что-то теряется безвозвратно...

Похорон проходил по всему дворянскому этикету: с собором духовенства, с отпеванием в родной церкви. Прощаться приехали много соседей - помещиков. А простого люда крестьянского - так и ступить негде. Плакали все. Прощаясь с любимым барином. Гроб металлический с изящной отделкой, с ажурными замками - карабинами. Покойный был в дорогой одежде, укрыт парчой, а в руках крест погребальный из чистого золота. Положили тело в склепе под церковью, как основателя и строителя. Это место - слева от алтаря, помещик заранее распорядился устроить - как свою личную усыпальницу. Наверное ордо-васильевцы еще не знали, что хоронили не только дворянина Девладова, но с ним и целую эпоху. Далее придут иные хозяева, с другими взглядами и понятиями о сельском хозяйстве, о храмовой архитектуре, о церковном пении, о добре и зле... Дальше была революция, смена власти, новые порядки, - все как везде в стране. Священников арестовали и расстреляли, храм закрыли, колокола и кресты сняли на переплавку. Так и стоял он закрытым, почти до середины 30-ых. Далее началось его основательное разрушение. Рассказывали, как все происходило... Чтобы ломать - не было никаких особых указаний ни от партии, ни из Москвы - село в глубинке, кому оно вспомнится. Комсомольская ячейка проявила свою собственную инициативу. А в ячейке все были местные, и руководил ею тоже свой односельчанин. Собрали сходку села для окончательной борьбы с «пережитками прошлого». Сейчас вспоминают, что как будто нашло что-то, как оцепенение какое, - ведь можно было безо всякой опасности запретить им, прогнать просто - свои же все. Не воспрепятствовал никто. Все молча наблюдали, как ломали мраморный иконостас. Иконы выбрасывали из храма, рубили и жгли как дрова, прямо у всех на глазах. Металлической утвари давно уже не было. Разломали Св. Престол, осквернили алтарь, надругались как хотели. Описывать всего не хочется - Господь им судия. Примечательно, что все молчали, - так и разошлись по домам. Но на этом дело не кончилось.

Привезли бригаду подрывников, обложили взрывчаткой. Взрывали несколько раз: такое здание не поддавалось. Только часть купола и стены разрушилось. А дальше было все обычно - «не пропадать же добру». Сразу ночью, а потом и открыто к старой церкви потекли тачки и телеги - кто за кирпичом, кто за лесом, кто за кровлей. Были даже такие, что лопатами приходили и перекапывали что могли - сокровища церковные искали. Не нашли ничего. Из церковного материала сумели построить здания сельсовета и клуб. Кирпича было много - храмовые стены толщиной в метр. Всем запомнилось, что во время войны, при первом артобстреле, первые же снаряды разрушили здания клуба и сельсовета. А вот с крестом тем золотым, что в руках у покойного Девладова был, история особая вышла. Как церковь разрушать начали, то была вскрыта и усыпальница - сокровищ все искали. Надгробную плиту сняли, гроб наружу вынесли. Открыли - а там явное чудо, для их вразумления: в руках у покойного крест был не золотой а простой, деревянный. Тело нетленное было. Гроб так и стоял несколько дней. Некоторые бабушки рассказывали, что они еще как в школе учились, то на переменах бегали смотреть «живого покойника». Со своим бывшим барином поступили по комсомольски: председатель ячейки снял с покойного дорогой сюртук, новые коричневые сапоги. Гроб - и тот был отнят, а тело было брошено назад в склеп, закрыто плитой и засыпано, где и по нынешний день находится. От величественного храма остался фундамент, крепкий, хорошо сохранившийся, высотою чуть больше метра. Мы все надеемся, что найдутся добрые помощники, которым положит Господь на сердце совершить великое дело - возродить разрушенную святыню.

Сейчас возрождается церковная жизнь в селе. Приход теперь носит имя Св.прав. Иоанна Кронштадтского. Недалеко от места, где была церковь, из старого продмага прихожане устроили храм. Регулярно совершаются богослужения.

      


Назад к списку