ЛАМПАДКА - Лукавая взятка
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Створенний з благословіння Митрополита Криворізького та Нікопольского Ефрема

Лукавая взятка


 Взяткой сейчас мало кого удивишь. «Не подмажешь – не поедешь» - такой девиз часто мотивирует отношения и в учебных заведениях, когда за определенную сумму ставят нужную отметку, и в больнице, когда платежеспособному больному оказывается больше внимания, и на работе, когда за  деньги покупают карьерный рост. А о взяточничестве «гаишников» так ходят целые легенды, т.е. анекдоты. При современной кризисной экономической ситуации может показаться что, в трудную минуту, давши взятку кому нужно – решаешь проблему. Православие предупреждает – проблемы только начинаются.

В православной аскетической традиции отсутствует понятия градации греха. Нет понятия – это большой грех, а это – маленький. У греха нет меры. Когда мы заболеем, то ощущаем страдания и спешим от них избавиться, не различая причины – маленькая заноза в пальце или отравление, или перелом. Грех – это рана души, болезнь всей человеческой природы. По учению святых отцов самый больший грех – это грех сознательный, добровольный. Именно он оставляет на душе самые тяжелые раны. Грех – не нарушения божьего законодательства, не делание, того, что нельзя, а того, что крайне опасно. И взятка из этого закона – не исключение.  

 Окружающий нас мир не черно-белый, где все разделяется только на доброе и злое. Мир - разноцветный, наполненный полутонами и оттенками. Несомненно: взятка – темная краска на палитре жизни. Но не все так просто. Два года прокуратор Феликс ждал взятку от христианских общин, чтобы освободить безвинного Апостола Павла (Деян. 24, 26-27). Как бы ни казалось это благим делом, но ни у кого не возникло и мысли давать ее. Возможно, они имели крепкую надежду на Бога и помнили слова Апостола: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13). Есть ситуации, когда просто необходимо проявить христианскую принципиальность и уклонится от «дара в пазуху» (Притчи 21:14), особенно если возникает соблазн с помощью взятки удовлетворить свои греховные страсти – прославиться, отомстить, получить выгоду, избежать наказания. И нет смысла выяснять, кто больше виноват – кто просит или кто предлагает - если задумано беззаконие. Иуде дали взятку, которую он попросил сам. Задумавшие погубить Христа, возможно и сами не ожидали такого предложения от Его ближайшего ученика: «… что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26.15). Пролить кров Неповинного помогла взятка. 

Но как поступить в безвыходном положении, когда просто загоняют в угол и от определенной мзды врачу зависит жизнь ребенка, или получение много лет ожидаемой квартиры, или оформления на работу? Когда прямо дают понять: хотите как все, то «надо ждать», а - побыстрей, то  «надо ж дать». Как поступить – может подсказать только совесть, и каждый решает сам за себя. Святая Анастасия Узорешительница давала большие деньги властям и тюремному начальству, чтобы выкупить христиан из темницы. Взяточницей ее не называл никто. 

 Не надо путать сердечную благодарность со взяткой. Любой труд достойный награды. Учительница, оставшаяся после уроков, чтобы поработать с двоечником, или врач, проведавший больного в не рабочее время, или начальник, выхлопотавший путевку многодетному коллеге – все они достойны элементарной человеческой признательности. И ничего страшного, если эта признательность будет выражена в денежном эквиваленте. Когда  Иессей послал своего сына Давида на поле битвы, где потом он победил Голиафа, он сказал ему: «Возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их». (1Царств 17:17-18). Иессей послал эти десять сыров тысяченачальнику не потому, что хотел подкупить их,  или чтобы его сыновья избежали опасности во время войны или получили внеочередное звание, но в знак признательности и уважения  к старшему начальнику. Праведный Давид научился почитать старших, как никто другой.

Признать взятку за норму человеческих отношений – большая опасность. Это опьяняет душу самонадеянностью и отнимает надежду на Бога. Отрезвляющий душ может быть очень холодным. В отделении скорой помощи одной больницы работали хирургами отец и сын. Они были корыстными  и никогда не оказывали помощи людям, пока им не была гарантирована плата, в данном случае – взятка, потому что в этом отделении услуги оказываются бесплатно. Для них деньги были более важны, чем жизни людей. Однажды, когда отец был на работе, его сын пошел в магазин и попал прямо в центр ссоры пьяных мужчин, стал жертвой этой ссоры, получив множество ножевых ранений. Его отвезли в отделение скорой помощи, чтобы спасти жизнь. Поскольку он был весь в крови, его никто не узнал в приемном отделении. Медработники просили придти хирурга сделать срочную операцию, чтобы спасти жизнь. На их просьбу дежурный хирург ответил: «Пусть придут родственники и принесут деньги, потому что я не буду бесплатно «зашивать» всех пьяниц…». Когда пришли и сказали, что парень потерял много крови, но его еще можно спасти, - хирург ничего не предпринял. После того, как пациент  умер, женщина, которая отвозила его в морг, узнала, что это был сын хирурга и пошла принести ему страшную весть.

 Помоги, нам Господи, бороться с этим житейским искушением и быть алчущими и жаждущими правды, а не мзды неправедной!

 


Назад к списку

Православная библиотека Конструктор сайтов православных приходов Каталог православных сайтов