Незаметное солнце
Нет ничего дороже и желаннее в этом мире, чем человек, который умеет радоваться твоему счастью, как своему собственному, а твоё горе способен воспринимать как свое личное. Только так можно описать признаки присутствия любви. Она тиха и незаметна, не требовательна к изящной словесности для описания своего присутствия. Она как тепло в доме. Когда тепло и уютно, то все спокойно живут и не обращают внимания на показания термометра. Когда похолодает – сразу ищут меру, чтобы узнать, сколько градусов любви еще осталось.
Любовь как воздух. Прозрачен, чист и незаметен, но от него зависит жизнь вокруг нас и в нас самих. Им дышим и не осознаем его присутствия. Его можно незаметно загрязнить или отравить, но когда он исчезает, то все блага мира теряют свою ценность перед одним глотком воздуха. Пока в мире есть любовь, пока и будет жизнь. Звучит высокопарно? Возможно. Но что происходит, когда любовь исчезает?
Живет одна семья. Мама, папа и сын-подросток. Мама – заботливая хозяйка, тянущая воз забот по дому, работе и воспитанию. Не так давно начала ходить в храм, воцерковляться, молиться, придерживаться постов. Недавно принесла в дом бездомного котенка, которого подобрала на улице. Такого же одинокого, как она сама. Так она ощущает себя из-за мужа. Муж – как все. Любит выпить с друзьями в гараже, покурить даже не выходя из дома. Интересы никогда не возвышались дальше футбола и обсуждения политиков. На новое увлечение жены церковью смотрел с призрением и насмешкой. Сын – как та лодка между двух берегов. От мамы веет теплотой и любовью, с ней хорошо, ей можно доверять. Сходить в храм, выстоять еще не понятную службу, даже позволить одеть на себя крестик. Зачем - еще не ясно, но ведь это мама его купила. Она знает, что делает. Сейчас он пробует первый раз поститься. С папой у него все тоже просто. Приятно вдвоем повозиться возле старой машины или сходит на рыбалку. Что папа выпивает частенько и курит – в этом сын еще не умеет видеть трагедию личности. Скорее видит в этом элемент взрослой мужской жизни. Но однажды понимает, что с его миром что-то не так.
В очередной раз папа пришел из работы «навеселе». Зашел в комнату сына и прямо у него на столе, где тот делал домашнее задание, начал раскладывать карты. Возможно, ему показалось, что пришло время «посвятить» подростка во взрослую жизнь и научить основам покера. Сын смутился и отказался, объясняя, что в карты играть грех – так он в церкви слышал. Папа это «проглотил», ничего не сказал и ушел на кухню. Начался ужин в привычном порядке. Папа вдруг поинтересовался, почему сын не ест колбасу. Тот объяснил, что сейчас пост и нельзя есть мясо. Так мама объясняла. Она и сама не ест. Папа «взорвался»: - «Сама не ест? Хочешь, докажу, что будет сейчас и мясо есть и в карты с нами играть? Как? А вот если она не сделает сейчас этого, то я утоплю этого котенка!» И мама в тот вечер ела колбасу и играла с мужем и сыном в покер. Молча, без слез, с разорванной душой, из которой вышел весь воздух. Самое бездыханное в этой истории то, что она не выдуманная иллюстрация, а реальная действительность из жизни одной семьи.
Любовь – как птица. Пугливая, легкая, смотрящая в небо. Дикая. Если что не так – взмах крыла – и нет её. Но блажен тот, кто смог приручить её. Тот приобрел друга на всю жизнь. Тот понял, что такое счастье. Опять высокопарно? Конечно. Но как это можно увидеть в нашей будничной жизни, грешной и скорбной? Никак? А если приглядеться…
Два монаха пришли в соседний город, чтобы продать свою работу за целый год, и остановились в гостинице. После продажи рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице и по наущению диавола впал в любодеяние. Возвратился брат и сказал: «Мы запаслись всем нужным, можем идти в келлию». Оставшийся брат отвечал ему: «Я не могу вернуться». Когда же брат стал упрашивать его, тот все ему рассказал. Брат, желая не потерять близкого и дорогого ему человека, прибегнул к обману, и сказал с клятвою: «И я, отлучившись от тебя, тоже впал в любодеяние. Но вернемся в келлию и принесем покаяние. Богу все возможно. Он может нам даровать прощение за покаяние и избавить от муки в огне вечном, где уже не будет места для покаяния». Они вернулись в свой монастырь, пошли к старцу, пали к его ногам и, проливая слезы, исповедали ему свое падение, которому подверглись. Старец дал им наставление, весьма строгое, которое они исполняли долго и тщательно. Не прегрешивший брат послушно нес покаяние вместе с прегрешившим, по великой любви, которую имел к нему.
Любовь – как… Наверное, достаточно высокопарных метафор. В окружающем нас мире любовь действует по-разному, проще и прозаичнее. Ее портрет трудно написать, а её действия трудно выразить печатным словом. С ней можно только прожить и быть счастливым. Навсегда.
Назад к списку